Саша Камко – студентка 2 курса факультета журналистики БГУ, которая живет обычной жизнью, начинает карьеру в журналистике, а в свободное от учебы и работы время увлекается живописью. Нет, она не пишет картины, но зато может узнать художника по его творению за долю секунды. А также в своем инстаграме Саша проводит викторины, в которых предлагает угадать художника по его картине, сопровождая это интересными фактами и информацией о художнике. Она продвигает искусство в массы и вдохновляет других интересоваться живописью.

Саша Камко

– Как давно ты увлекаешься искусством, что тебя подтолкнуло к этому?

– Пристрастилась к живописи я, наверное, в 7 или 8 классе, когда в родном Чернигове смотрела старые дедовы альбомы, которые он привез из Дзездена. Тогда меня это увлекло – в доме нашла еще один альбом из Черниговского художественного музея имени Григория Галагана. Заставила деда сводить меня в этот музей. В 9–11 классах открыла для себя Гомельскую картинную галерею им. Гавриила Ващенко и часто ходила туда на разные выставки. Так как Гомель не такой уж культурный город в контексте развития живописи, то к нам редко привозили достойные выставки с интересными работами. Иногда мне казалось, что постоянные экспозиции – это что-то второсортное, из «запасников» вытянутое. Но все равно я туда ходила.

– Скажи, а университет как-то повлиял на твою любовь к живописи?

– Он сделал ее сильнее. На парах по культурологии мы с преподавателем часто обсуждали искусство и живопись, в частности, она присылала мне интересные документальные фильмы о художниках, различные лекции. Также общая атмосфера журфака – такая творческо-креативная.

– Расскажи об интересных выставках/проектах, которые ты посещала и которые тебе запомнились больше всего.

– Я могу назвать две выставки: самую ужасную и самую крутую. Самая ужасная, как ни странно – выставка Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, которая проходила в гомельской галерее Ващенко. Мне жутко не понравилась она! Наверное, потому, что у меня немного предвзятое отношение к самому Сальвадору Дали… К Пикассо я нормально отношусь, мне нравится его стиль – эти его поздние кубики меня даже немного вдохновляют. Но Сальвадор Дали неприятен как личность. И тут сложно разделить работы автора и его персону – когда ты что-то знаешь о творце, видишь его сущность сквозь призму творчества. И вот эта «манерность» Дали меня немного отталкивает, хотя, с другой стороны, – мне нравятся такие «театральные» люди, например, как Даниил Хармс или Алексей Толстой. Но с Сальвадором Дали как-то не сложилось – выставка для меня была просто потраченным временем.

А самая крутая выставка у меня произошла в ноябре прошлого года, это была фамильная выставка династии Шаппо в Минске. Я обожаю этих художников! Один из них – Александр Шаппо – является также скульптором. Считаю его иконической фигурой не только белорусской живописи, но и в принципе современной. Эта выставка меня поразила «богемностью» – все четверо Шаппо (отец Владимир и трое сыновей – Александр, Павел и Антон), безумная концентрация людей, которые мне интересны, и кроме того я смогла лично с ними поговорить, как-то проникнуться, увидеть их в живом общении. Это волшебно. И если художник, который тебе нравится, жив –обязательно нужно его увидеть, почувствовать, потому что нельзя, мне кажется, вписывать художника во время или подбивать его под контекст каких-то стилей и жанров – будь то авангард или абстракционизм. Отдельно взятый художник – это целый мир. Даже династия Шаппо – они все абсолютно разные, хоть у них и похожий стиль, в каждой работе чувствуется какая-то аутентичность. Наверное, такие выставки бывают только раз в жизни. – Фамилии скольких художников ты можешь назвать, не задумываясь? Картины скольких из них ты узнаешь с первого взгляда?

– Художников я могу назвать очень много. Могу назвать тех, которые мне больше всего нравятся, – это Константин Коровин, Валентин Серов, Карл Зверинский, Андрей Васнецов, вся династия Шаппо, Фердинанд Рущиц, Эдуард Мане, Эдвард Мунк – их очень много, и тех, что я сейчас назвала, – навскидку, не придерживаясь рамок эпох и стилей. Я безумно люблю Архипа Куинджи. К слову, насчет белорусских художников: белорусскую живопись я ценю особенно! Мне кажется, в контексте мировой живописи белорусская показана достаточно солидно, презентабельно и достойно. Среди белорусских художников, как я уже назвала, мне нравится Рущицы, опять-таки династия Шаппо – те художники, которые меня безумно вдохновляют. – Какие стили, техники исполнения тебе нравятся? Назови примеры.

– Если честно, я не особо разбираюсь в технике, но могу назвать по жанрам: люблю абстракцию (есть отдельный жанр, который называется cloudscape– это изображение неба или полотен, например, кровати с подушками). Люблю кубизм и вообще все, на что делится авангард. Может быть, дело в том, что я выросла в Гомеле, а этот город характеризуется прямыми линиями и геометризмом. Наверное, это еще с детства в меня проникло – я люблю четкость линий. Например, у Михаила Савицкого: он пишет человека и настолько ровно прочерчивает линию руки, что выходит некий контраст с фоном. То есть я люблю такую геометрию, мне даже в какой-то степени нравится примитивизм. В то же время безумно люблю мазки – тот же Клод Моне, отдельные его работы мне очень нравятся. И больше всего люблю отходить от картины и подходить ближе, чтобы видеть игру мазков. Кстати, у любви к мазкам тоже есть своя предыстория: бабушка летом как-то стирала белье в тазике, и солнце от воды в нем отразилось на крышу так, что я поймала взглядом некоторые блики. Это было очень необычно и красиво. Позже меня впечатлила эта же динамика света и бликов у Архипа Куинджи.

– Куда посоветуешь сходить в Минске человеку, который хочет узнать чуть больше об искусстве? И куда ему точно идти не стоит?

– Могу точно сказать – если человек хочет увидеть не совковую живопись, то ему ни в коем случае нельзя идти в Национальную художественную галерею. Туда можно сходить только раз в жизни, если прийти снова, – можно навсегда испортить впечатление о живописи. Видимо, эти традиции у нас сохраняются со времён СССР. Поэтому, если хочешь увидеть что-то живое, настоящее, играющее, – нужно идти в маленькие галереи, на персональные выставки, либо идти в тот же Национальный художественный музей, но только не на постоянную экспозицию, а на локальные выставки какого-то конкретного художника. Вот на такие мероприятия стоит ходить, и их довольно нетрудно найти: часто они анонсируются в СМИ. Здесь также нужно быть избирательным: часто проходят выставки уже растиражированные и распиаренные, а-ля выставка Марка Шагала или Сальвадора Дали. Вот идешь ты туда и что ожидаешь увидеть? Не увидишь ты там ничего для себя нового. Попсовые и популярные картины, которые уже давно утратили свою уникальность и живость. Все эти авторы хороши для хрестоматийного изучения, а если ты хочешь узнать, чем сейчас живет живопись, тебе следует идти, например, в Арт-Порт. Это в Президент-отеле небольшая галерея современного искусства. Там работает потрясающий человек, создатель этой галереи. Он выставляет там довольно часто работы художников семейства Шаппо и скульптора Андрея Осташова. Вот это искусство, это потрясающе! На такое можно смотреть часами.

Саша Камко и художник Владимир Шапо

– Ты любишь путешествовать? Какие города (а в них – места) запомнились как «кладезь культурного обогащения»?

– Не только национальностью, но и душой я абсолютная украинка. Поэтому строгие линии Минска и Гомеля меня вдохновляют, только если хочется почитать какую-то индустриальную литературу или посмотреть немое кино. Но и это здорово и круто. Однако, если ты ищешь свободу своего выражения, – то это города, лишенные такой строгой структуры.

– Планируешь ли ты связывать будущую профессию с искусством? Или уже связываешь?

– Я очень люблю живопись! Сейчас у меня нет дня, когда бы я что-то не читала о ней. Скачиваю приложения и пытаюсь ориентироваться в истории изобразительного искусства. Смотрю много документальных фильмов, пытаюсь как-то свои знания применять на практике (хотя иногда кажется, что они бесполезны). Но в последнее время делаю небольшие викторины в инстаграме, где пощу картины и предлагаю подписчикам угадать художника. И, кстати, это все не безрезультатно. Мой друг недавно написал радостное сообщение, что наконец-то (впервые за несколько недель!) он угадал художника по картине, которую я предложила в викторине. Насчет будущего – не знаю. Моя давняя мечта – открыть свое книжное издательство, где я смогла бы иллюстрировать классику. Была идея делать это даже в виде комиксов. Мы с подругой, которая сейчас учится на веб-дизайнера, вместе разрабатываем эту концепцию. Думаю, именно в таком ключе я смогла бы реализовать свой так называемый «художественный бэкграунд».

– Составь топ-5 мест в Минске, которые ты бы посоветовала художнику-живописцу для написания картины.

– Мне кажется, прошли уже те времена, когда художники надевали шляпы, брали кисти и шли на берег реки писать природу. Хотя я знаю несколько человек, которые до сих пор так делают. Хотя бы Алесь Кветковский, нам как-то посчастливилось познакомиться. Он любит писать природу – и студентов своих на пленэры вытягивает. Но все же, мне кажется, сейчас человек больше ищет вдохновение в себе или в своем окружении. Иногда достаточно сесть на балконе – и ты написал шедевр, а можно обходить тысячу дорог и путей, но все равно не найти музу.

Интервью провела Елизавета Викторович

Вверх