Визитка:

ФИО: Ржеусская (Кезик) Ирина Владимировна

Должность: обозреватель информационного агентства «Минск-новости»

Период обучения на журфаке: 1983-1988 гг.

Немного о себе (семья, дети): замужем, двое детей

i

Вопросы:

1. Как давно Вы закончили журфак? Какие впечатления при слове «факультет журналистики» у вас возникают?

– Окончила в 1988 году. Пожалуй, одни из самых-самых сильных воспоминаний в жизни! Мне очень хотелось стать журналистом, поступила в университет со второго раза. Скорее всего, эмоции от получения заветного студенческого билета и сохранились в подсознании. Это – молодость, первые самостоятельные шаги в профессии, ожидание великого будущего.

2. Сколько лет Вы работаете по специальности?

– С перерывами – около 10 лет.

3. Как сказал Конфуций, «даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Скажите, что для журналиста является достоинством, а что – недостатком?

– Достоинство – умение видеть абсолютно в каждом человеке Личность. Недостаток – уверенность в том, что ты все знаешь и во всем разбираешься.

4. Как пригодились знания, полученные на журфаке? Когда Вы пришли работать в редакцию, насколько изученная теория соответствовала практике?

– В журналистике, на мой взгляд, нельзя научить писать. Можно поучиться налаживать контакты с людьми, уметь их слышать. К сожалению, теоретические знания никак не повлияли на мои первые шаги в самостоятельной работе. Но неоценимым было то, что на журфаке научили не бояться людей, ходить в народ и добиваться своего.

5. Назовите плюсы и минусы учебы на факультете журналистики.

– Скажу о минусах: в мое время было слишком много предметов, которые в жизни абсолютно не пригодились, но отняли уйму времени и сил. Лично меня никогда не интересовала история КПСС и история российской журналистики. Время, затраченное на эти предметы, могла бы использовать на более углубленное изучение литературы и стилистики языков. А еще считаю непозволительным вести иностранный язык (в частности, испанский), как это было в годы моей учебы.

6. Какие преподаватели запомнились? Чем?

– Борис Васильевич Стрельцов, Олег Григорьевич Слука, Ангелина Александровна Руденко, Мікола Рыгоравіч Каваленка, Михаил Евгеньевич Тикоцкий – самые «посещаемые» мной преподаватели. Помню практически

всех. Они были Личностями, строгими и не очень преподавателями, взяла от каждого понемножку, что потом пригодилось в жизни. И не только в журналистике.

7. Расскажите смешную историю со времен учебы на журфаке.

– Грозой всех перво- и второкурсников был замдекана Иван Иванович Саченко. Его любимая фраза: «Будем исключать!». Самое удивительное, поначалу в нее верили все. На пятом курсе он заходил в аудиторию и первый вопрос: «Чего студентки сидят в аудиториях?». И дополнял: «Замуж надо выходить, пока еще в Минске, иначе в районе (куда нас распределяли в основном) женихов вам не видать».

8. С какими проблемами сталкивались (пересдачи, недопуски, пропуски и т. д.)?

– Не тот студент, кто все сессии сдал с первого раза. Самым несдаваемым оказался зачет по физкультуре – преподаватель Артамонова отказалась принимать зачет, потому что потеряла мою справку-освобождение на весь семестр. Пришлось вмешаться декану О. Г. Слуке – остальные экзамены были сданы на одни пятерки.

3

9. Вспомните какие-нибудь моменты, за которые потом было стыдно (списывали, опаздывали, обманывали).

– Прогулы на первом курсе лекций по белорусской литературе у Каратая. Пары всегда ставили первыми, а просыпаться никак не хотелось. И только в конце семестра переборола сонливость и попала на несколько последних лекций. И сразу же пожалела, что не приходила раньше, – они действительно были классными. А перед преподавателем было стыдно, тем более, что жили в одном общежитии…

10. Какой был любимый предмет? Какой нелюбимый? Почему?

– Не могу ответить, нравилось почти все, кроме указанных выше. Хотя учить приходилось все.

11. Если бы сейчас пошли учиться, выбрали бы журфак?

– У меня и тогда был выбор – медицинский или журфак. Но в медицинский поступить шансов практически не было – в деревенской школе, где я училась, очень слабенько шла физика, а репетиторов не было. Пожалуй, сейчас при выборе профессии столкнулась бы с той же проблемой, и все также выбрала бы журфак.

12. Расскажите про себя-первокурсницу. Что изменилось, а что осталось прежним? С кем из однокурсников Вы поддерживаете отношения? Застали ли Вы те времена, когда студенты на первом курсе ездили на картошку?

– Было интересно и непривычно все. Нравилось быть студенткой журфака просто до безумия! С доброй половиной однокурсников (нас выпускалось 27 человек) общаемся до сих пор, с некоторыми связаны профессионально. Застали и картошку, и стройотряды по прополке картошки и уборке камней с полей… Кстати, для укрепления дружбы очень полезная вещь – студенческие картошка и прополка.

13. Какие у Вас были планы на первом курсе, и совпали ли они в конечном итоге с карьерой? Какие студенты прославили Ваш курс? Назовите их фамилии.

– Планы–стать хорошим и честным журналистом, которого бы читали, знали и с которым хотели бы еще раз встретиться герои публикаций. В жизни практически все так и получилось. Что касается выдающихся однокурсников,они все уникальны по-своему, как и талантливы.

14. Все студенты сильно экономят на еде, проезде, развлечениях. Расскажите, как и на чем приходилось экономить вам? Что вы умели готовить на первом курсе?

– Мы не были заморочены на одежде, но маникюр за 1 рубль (стипендия 40 руб.) делали каждую неделю. Лично я была распространителем (общественным) билетов в Русский театр, поэтому билеты на спектакли доставались бесплатно. Завтракали и ужинали в общежитии, обедали – в столовой студенческой. На завтрак: творог, варенье, черный хлеб с чаем, на ужин – жареная картошка или яичница. Если случалось, что ребята с этажа «унюхивали» и приходили в гости, завтрак повторяли на ужин. По воскресеньям и понедельникам, когда кто-то приезжал из дома, у нас была домашняя еда.

коллеги

15. Если бы Вы писали книгу воспоминаний о журфаке, как бы она называлась? Почему?

– Например, «В поисках истины» – это про счастливые годы, которые были проведены в попытках осознать смысл жизни и моё место в ней.

16. Если бы Вы писали учебник о журналистике, как бы он назывался и о чем был?

– Если бы мне такой учебник пришлось писать сейчас, я бы обязательно разъясняла, насколько важно быть универсальным журналистом. Или, как сейчас говорят, конвергентным. Журналист должен уметь написать и информационную заметку, и очерк, и проблемный материал, и сфотографировать героя, и выйти в эфир радио, и снять видео.

17. Вспомните свой первый журналистский текст. О чем он был? Какими своими текстами Вы гордитесь?

– Если самый первый – в девятом классе в районную газету писала о том, как по деревне разносится запах свежесмолоченного зерна и как убирают хлеб мои соседи. Студенческий – может ли стать успешным в будущем студент-медик, сдающий сессии на тройки. Текст был опубликован в газете «Знамя юности».

18. Можете ли Вы сказать, что уже сами воспитали плеяду журналистов-практиков?

– Приходилось руководить практикой студентов. Надеюсь, мои советы были им полезны.

19. Когда Вы были молодыми, у вас был кумир в журналистике? Кому Вы стремились подражать?

– Инне Руденко, обозревателю «Комсомольской правды».

20. Есть известный анекдот: «Профессор спрашивает: «Вы боитесь моих вопросов?». Студент: «Нет, я боюсь своих ответов». Какие анекдоты о студентах были популярны в Ваше время (стихотворения, высказывания и т. д.)?

– «Ад панядзелка да панядзелка дробны дождж ідзе. Сабралося бедна студэнцтва…”. Эту песню пели всем курсом.

Вверх