Визитка:
ФИО: Крепак Магда Борисовна
Должность: специальный корреспондент
Период обучения на журфаке: 1984 – 1989 гг.
Немного о себе (семья, дети): замужем, двое детей
Вопросы:
1. Как давно Вы закончили журфак? Какие впечатления при слове «факультет журналистики» у Вас возникают?
– 30 лет назад. Кажется, целая вечность прошла. При мыслях о журфаке возникают яркие, в основном положительные эмоции. Это связано по большей части с друзьями, некоторыми преподавателями и калейдоскопом событий, произошедших за эти 5 лет.
2. Сколько лет Вы работаете по специальности?
– Более 30 лет, включая работу на полставки в многотиражках со 2-го курса.
3. Как сказал Конфуций, «даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Скажите, что для журналиста является достоинством, а что – недостатком?
– Жизнь показывает, что достоинства и недостатки в данном случае – понятия гораздо более широкие, чем мы имели об этом представление в 17-20 лет. Но в любом случае среди бесспорных достоинств – умение высказывать собственное мнение, порядочность, в том числе по отношению к собеседникам и героям материалов, достоверность излагаемых фактов. Недостатки – противоположные качества, а еще намеренное искажение информации, склонность к скрытому плагиату, чем грешат многие СМИ в последнее время.
4. Как пригодились знания, полученные на журфаке? Когда Вы пришли работать в редакцию, насколько изученная теория соответствовала практике?
– Теория, полученная в те годы, была бы бесполезной без практики. Очень помог опыт, приобретенный во время плотного сотрудничества с редакциями во время учебы. Кроме того, по окончании университета многому пришлось учиться по книжкам, журналам и с помощью старших товарищей, чтобы вникать в незнакомые ранее темы (например, темы экономики, строительства и транспорта, которыми раньше никогда не увлекалась).
Кстати, что касается теории на журфаке: многие студенты, которые не слишком хорошо успевали в учебе, позже вполне успешно работали в городских, республиканских и областных СМИ.
5. Назовите плюсы и минусы учебы на факультете журналистики.
– Минусы: не знаю, как сейчас, но в те годы студенты считали, что приходится изучать ряд абсолютно бесполезных предметов вроде истории КПСС и некоторых других. Возможно, позже это учли, и общий срок обучения сократили до 4 лет. Плюсы: было много нового, интересного, веселого, разнообразного.
6. Какие преподаватели запомнились? Чем?
– Любимые – Татьяна Дмитриевна Орлова и Людмила Петровна Саенкова. Чем запомнились? Об этом можно написать целую статью или главу в книге о лучших людях журфака. Татьяна Дмитриевна учила не столько теории, сколько жизни – как быть не только журналистом, но и человеком. С ней было потрясающе интересно, она очень демократична, относилась, во всяком случае, ко мне с большим уважением. Орлова несколько лет была руководителем моей практики. Ее оценки были для меня высшей похвалой. Под ее руководством выпускали учебную газету и не одну. Это было веселенькое время, потому что руководила она этим процессом как-то незаметно, и в этом ее талант.
Людмила Петровна вела у нас факультатив о кино, которым я увлекалась с детства. Здесь мы с ней нашли друг друга. Общались в процессе подготовки какой-то работы (не помню), тогда я поняла, насколько она глубокий, интересный, интеллигентный, неординарный человек. Слушать ее было одно удовольствие.
С Т. Д. Орловой и Л. П. Саенковой и сейчас изредка видимся на мероприятиях, но была еще одна очень запоминающаяся преподаватель, которую я не видела со времени учебы. Ирина Фроловна Ухванова вела у меня английский язык. С нею тоже было интересно – как с преподавателем и как с человеком. Хотя в иностранном я не дока, умудрилась под ее руководством написать конкурсную работу по газете «Morning Star» – просто потому, что с Ириной Фроловной это было увлекательно.
Но вообще я помню большинство преподавателей.
7. Расскажите смешную историю со времен учебы на журфаке.
– На 1-м курсе был у нас преподаватель стенографии (не помню имени, к сожалению). Он был известен еще и тем, что организовывал походы и ходил в них в одиночку, в том числе зимой. Сагитировал и нас пойти с ним в один такой поход. Рассказал, что день пройдем на лыжах, а к вечеру придем в домик лесника, в котором банька и т. д. Поскольку желающих набралось много, разделились на две группы: одна собралась раньше, другая недели через две. Те, кто пошли «первопроходцами», взяли, кроме спальников, кой-чего для сугреву, венички, даже купальники и плавки. А на деле оказалось, что наш препод пошутил. И ночевать нашим однокурсникам пришлось в обычных палатках рядом с костром. Нам повезло больше: мы знали, на что шли. Но историю про поход «в домик лесника» и про купальники в палатках помнят многие.
8. С какими проблемами сталкивались (пересдачи, недопуски, пропуски и т. д.)?
– Однажды сдала на «тройку» иностранную литературу. И целый семестр не получала стипендию. Было трудновато (мы жили с бабушкой, поэтому кроме ее пенсии у нас была моя степуха и небольшая зарплата в многотиражке на полставки), но не катастрофично.
9. Вспомните какие-нибудь моменты, за которые потом было стыдно (списывали, опаздывали, обманывали).
– Ой, разве за такие моменты студентам бывает стыдно? Списывала, и не раз, опаздывала тоже. Насчет обмана… Наверное, тоже по мелочам, например, когда надо было пройти в общагу вечером к подружкам, а не пускали. Даже пропуск чужой брала.
10. Какой был любимый предмет? Какой нелюбимый? Почему?
– Не помню, как они точно назывались. Тот, который вела Т. Д. Орлова, и факультатив Л. П. Саенковой. Еще любила русский язык (это врожденное) в исполнении Ангелины Александровны Руденко. Кстати, несмотря на мою безграничную любовь к кино и добрые отношения с Л. П. Саенковой и Е. Л. Бондаревой, тему диплома выбрала по стилистике – русский язык все же победил! Руководителем была А. А. Руденко.
11. Если бы сейчас пошли учиться, выбрали бы журфак? Какое учебное заведение окончили Ваши дети?
– В свои 17 лет ничего другого, кроме журфака или филфака не представляла. Но сейчас не уверена. Старший сын окончил техническое, младший учится на журфаке, только, в отличие от меня, на аудиовизе.
12. Расскажите о себе-первокурснице. Что изменилось, а что осталось прежним? С кем из однокурсников Вы поддерживаете отношения? Застали ли Вы те времена, когда студенты на первом курсе ездили на картошку?
– Снова пришлось бы писать целое сочинение. Коротко – наивная, старательная, принципиальная девушка, которой интересно все – лекции, семинары, новые друзья, походы в театры и кино, посиделки в общежитии (при том, что я минчанка)… Всего не перечислишь, помню только, что каждый день был насыщен интересными событиями. На курс набирали 50 человек, а закончили где-то 30-35. Из них примерно с третью общаемся время от времени, более тесно – примерно с 5-ю (но с ними как раз фотографироваться нет необходимости!). Застала картошку. Благодаря первой картошке у нас сложилась первая тесная компания.
13. Какие у Вас были планы на первом курсе, и совпали ли они в конечном итоге с карьерой? Какие студенты прославили Ваш курс? Назовите их фамилии.
– Особых планов не помню. Была рада, что позади школа и целый перечень нелюбимых предметов вроде физики, химии и алгебры. Среди более–менее известных однокурсников – давно покойный Андрей Шлег (вел молодежную программу «Крок» на БТ), Сергей Плыткевич, прекрасный фотограф, основатель издательства «Рифтур»; автор сказок Елена Масло; заведующая отделом газеты «7 дней» и одна из
организаторов проекта «Друзья-Сябры» Елена Еловик; бывший редактор «нефтяного» журнала, а сейчас завкафедрой журфака Андрей Потребин; спсобная журналистка, прославившаяся, правда, больше в политике, – Ирина Халип.
14. Все студенты сильно экономят на еде, проезде, развлечениях. Расскажите, как и на чем приходилось экономить Вам? Что Вы умели готовить на первом курсе?
– Хоть я и минчанка, приходилось экономить и подрабатывать (по описанным выше причинам). Но на чем конкретно – не помню. Готовила обычную еду, но без изысков. Исключение – когда приходили гости. Благодаря студенческим билетам можно было экономить на билетах музеи, в том числе в других городах СССР, на билетах на поезд и авиа. Поэтому собранные за месяцы подработок деньги могли потратить на поездки в Москву, Ленинград, Палангу, на Черное море.
15. Если бы Вы писали книгу воспоминаний о журфаке, как бы она называлась? Почему?
– Не знаю. А ум приходит сплошная банальщина типа «Проба пера», но скорее всего это была бы книга о молодости, поэтому – снова плагиат – что-то похожее на «Ностальгию».
16. Если бы Вы писали учебник о журналистике, как бы он назывался и о чем был?
– «Можешь не писать – не пиши». Чтобы написать о чем-то, нужно целую вступительную статью к учебнику сочинить. Пока не готова.
17. Вспомните свой первый журналистский текст. О чем он был? Какими своими текстами Вы гордитесь?
– Первый не помню. Еще в школе. Много рядовых – для заработка или просто нужные, много хороших, от которых сама получала удовлетворение и, главное, за которые благодарили люди. Но какой смысл их здесь называть?..
18. Можете ли Вы сказать, что уже сами воспитали плеяду журналистов-практиков?
– Плеяду нет, но с десяток – пожалуй.
19. Когда Вы были молодыми, у вас был кумир в журналистике? Кому Вы стремились подражать?
– Кумиров стараюсь не сотворять. В юности много читала Инну Руденко. Позже, в годы перестройки, конечно, не могла не смотреть, не слушать журналистов из «Взгляда» (и их уровень казался недосягаемым). Нравился как журналист, а потом и автор документальных фильмов Леонид Парфенов. До сих пор помню и очень уважаю Юрия Черниченко. Кстати, по его публицистическим статьям и очеркам я защищала диплом по стилистике. А подражать в журналистике невозможно: как ни подражай, талантом (или способностями) Бог каждого по-своему одаривает.