Визитка:

ФИО: Корниенко Елена Леонтьевна

Должность: заместитель генерального директора информационного агентства «Минск-новости»

Период обучения на журфаке: 1983 – 1988 гг.

Немного о себе (семья, дети). Замужем, сын Павел учится на журфаке

Фото с коллективом

1. Как давно Вы закончили журфак? Какие впечатления при слове «факультет журналистики» у вас возникают?

– Факультет журналистики закончила 30 лет назад. Но до сих пор слово «журфак» ассоциируется со счастливым временем. Во-первых, потому, что это были прекрасные годы юности; во-вторых, радостно было осознавать то, что одно из первых серьезных жизненных испытаний – поступление не просто в вуз, а в вуз, о котором мечталось, – пройдено; и наконец, счастье доставляло предвкушение будущей насыщенной жизни.

2. Сколько лет Вы работаете по специальности?

– Все годы после окончания университета работаю по специальности: на радио, в газете, в журнале, в информационных агентствах.

3. Как сказал Конфуций, «даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Скажите, что для журналиста является достоинством, а что – недостатком?

– Полагаю, одним из важных качеств характера журналиста должен быть интерес, или, вернее, любопытство к жизни. Но это несомненное достоинство может обернуться недостатком, когда человек, описывая ту или иную ситуацию для читателя, не дает себе труда проанализировать ее, отойти от стереотипов или, наоборот, стремится создать сенсацию на ровном месте. Поэтому незашоренность и оригинальность мышления должны сопровождать любознательность журналиста. Нас в свое время учили, что журналистика – не профессия, а образ жизни. И, как показал опыт, это правда. Главное – не перегореть, не обнаглеть, не стать скучным, назидательным, представляясь самому себе пророком. Сохранив интерес, уважение к тем негромким, обыденным моментам, из которых, собственно, и складывается наша жизнь. И суметь рассказать о них так, чтобы тебя читали и верили.

4. Как пригодились знания, полученные на журфаке? Когда вы пришли работать в редакцию, насколько изученная теория соответствовала практике?

– Журфак дал прекрасное гуманитарное образование, за что ему огромное спасибо! Что касается работы в редакции, то мы ее познавали не в теории, а на практике: большинство моих однокурсников, и я в том числе, старались пристроиться к какой-либо редакции, стать своим человеком. Так и постигали азы.

5. Назовите плюсы и минусы учебы на факультете журналистики

– Спустя столько лет помнится только хорошее. Возможно, какие-то мелкие обиды и бывали, но все неприятное давным-давно кануло в Лету.

6. Какие преподаватели запомнились? Чем?

– Преподаватели были замечательные. Иных уж нет… Конечно, Ефросинья Бондарева, благодаря которой мы приобщились к миру киноискусства. Нас, зеленых студенток, она таскала в Красный костел, в стенах которого тогда находился Дом кино, и в его тесном узком зале мы смотрели фильмы, которые, как правило, широко не демонстрировались в кинотеатрах, а потом слушали обсуждения взрослых и умных, сами спорили друг с дружкой. Впервые увиденный Тарковский, Антониони, Иоселиани, Параджанов… Это все оттуда. А зарубежная литература – все пять лет, начиная в подробностях с антички. Татьяна Кириллова, умная, эрудированная, саркастичная, на всю жизнь пробудившая интерес к модернизму. А по-белорусски, кажется, никто не говорил красивее, чем Виктор Каратай. Стилистика. Несравненная Ангелина Александровна Руденко, лекции которой пропустить было просто невозможно. Михаил Евгеньевич Тикоцкий – интеллигентнейший, добрейший человек. Белорусская стилистика. Профессор Наркевич, Николай Григорьевич Коваленко. В списке студентов три фамилии – моя и двух однокурсниц шли друг за другом: Коваленко, Короленко, Корниенко. Мікола Рыгоравіч, кажется, до последнего занятия так и вызывал нас не по одной, а списком. Сколько же их было, наших дорогих преподавателей! И каждый оставил след в душе и в памяти. Спасибо вам всем.

7. Расскажите смешную историю со времен учебы на журфаке.

– Поехали мы на первую картошку в далекую деревеньку Климовичского района. Жили все вместе в старом помещичьем доме. Приглядывались друг к другу, почти ночи напролет чаевничали (действительно чаевничали). Никто нас особо не пас. Весело было невероятно. Однажды несколько девчонок

тайно ночью пошли погадать на кладбище. Темно, холод, сентябрь, идти далеко. Все-таки дошли, расположились у какого-то надгробия… И вдруг – заунывные звуки, жуткое пение и привидения в белом. Это вторая часть нашего прекрасного курса, подслушав, пришла попугать первых. Что там было, кто куда улепетывал!..

8. С какими проблемами сталкивались (пересдачи, недопуски, пропуски и т.д.)?

– Ничего подобного. С третьего курса у меня было свободное посещение, проблем с пропусками вообще не существовало.

9. Вспомните какие-нибудь моменты, за которые потом было стыдно (списывали, опаздывали, обманывали)

– Что-то когда-то, конечно, списывала. Было ли стыдно? Не припомню.

10. Какой был любимый предмет? Какой нелюбимый? Почему?

– Любимые предметы – зарубежная и русская литература, иностранный язык, основы социологии. В нелюбимых оказалась логика – отправившись перед экзаменом в Троицкое предместье выпить кофе, мы с подружкой так увлеклись обсуждением логического квадрата, что несколько раз перешли проспект Независимости (тогда Ленинский проспект) на красный свет. За что и были оштрафованы на 50 копеек.

11. Если бы сейчас пошли учиться, выбрали бы журфак? Какое учебное заведение окончили ваши дети?

– Да, выбрала бы журфак и сегодня. Здесь, кстати, учится и мой сын.

1. Фото мамы jpg

12. Расскажите про себя-первокурсницу. Что изменилось, а что осталось прежним? С кем из однокурсников вы поддерживаете отношения? Застали ли вы те времена, когда студенты на первом курсе ездили на картошку?

– Курс у нас был небольшой – набирали 50 человек. После первого курса не служивших ребят забрали в армию, был такой период. И нас осталось 33. Правда, закончило еще меньше – 28 или 29 человек. Сказать, что курс был дружный, значит, ничего не сказать. И на картошку ездили – на первом и втором курсах, и в стройотряды, вернее, сельхозотряды. И в университетском хоре пели, и в конкурсах участвовали, и в театральных постановках отличались, по домам собирались. Со многими однокурсниками поддерживаем отношения все три десятилетия, с кем-то вместе работаем.

13. Какие у вас были планы на первом курсе, и совпали ли они в конечном итоге с карьерой? Какие студенты прославили Ваш курс? Назовите их фамилии.

– Большая часть наших выпускников остались в профессии или в близких сферах. И почти все они состоялись как профессионалы.

14. Все студенты сильно экономят на еде, проезде, развлечениях. Расскажите, как и на чем приходилось экономить вам? Что вы умели готовить на первом курсе?

– Особых материальных проблем не было, поскольку минчанка, жила с родителями. Да и стипендию получала повышенную – 60 с чем-то рублей. Обычная была, кажется, 40 рублей. Первая зарплата в редакции – 105 рублей. Традиционно в день получения зарплаты мы компанией ходили в какое-нибудь кафе или ресторан – от скромной «Мядухи» за углом (мы учились в здании на улице Свердлова) до «Потсдама» на улице Ленина.

15. Если бы вы писали книгу воспоминаний о журфаке, как бы она называлась? Почему?

– В названии обязательно было бы что-нибудь о счастливых пяти годах.

16. Если бы вы писали учебник о журналистике, как бы он назывался и о чем был?

– Думаю, львиную его долю занимали бы рассказы состоявшихся журналистов о профессиональном опыте, ошибках и удачах. И обязательно включила бы раздел о самых современных исследованиях читательских предпочтений, восприятии аудиторией продукции разных СМИ.

17. Вспомните свой первый журналистский текст. О чем он был? Какими своими текстами Вы гордитесь?

– Первый материал – о работе кузнечного цеха – был написан на первой практике в многотиражке ГПЗ-11 – Минского подшипникового завода. Горжусь некоторыми темами, которые сама находила, глубоко изучала. Тексты же хочется править до бесконечности.

18. Можете ли Вы сказать, что уже сами воспитали плеяду журналистов-практиков?

– Воспитать плеяду – слишком громкое заявление. Но влияние на некоторые умы, надеюсь, удалось оказать.

19. Когда вы были молодыми, у вас был кумир в журналистике? Кому вы стремились подражать?

– Подражать не хотелось, но кумиры были. Например, Инна Руденко и ее очерки. Огромное впечатление когда-то произвел очерк «Старшая сестра» или «Баловень судьбы», точно название сейчас не вспомню, об Ариадне

Казей, сестре Героя Советского Союза Марата Казея. Кстати, работавшей учительницей в одной из минских школ.

20. Есть известный анекдот: «Профессор спрашивает: "Вы боитесь моих вопросов?" Студент: "Нет, я боюсь своих ответов». Какие анекдоты о студентах были популярны в ваше время (стихотворения, высказывания и т. д.)?

– Боюсь, это не для печати.

Вверх