Визитка:

ФИО: Смирнова Марина Валерьевна

Должность: журналист интернет-журнала о Минске CityDog.by

Период обучения на журфаке: 2014-2018

Немного о себе (семья, дети): не замужем

1

1. Как давно Вы закончили журфак? Какие впечатления при слове «факультет журналистики» у вас возникают?

– Я представительница последнего выпуска журфака, когда он был еще институтом, – закончила его в 2018-м году. Возможно, я неоправданно сентиментальна, а, может, выпустилась не так давно, чтобы успеть отвыкнуть от университетской жизни, но сейчас, почти год спустя, журфак по-прежнему ассоциируется у меня с чем-то родным. Без преувеличения стараюсь забежать сюда каждый раз, когда заносит на Кальварийскую: люблю взять кофе в мини-кафе, пересечься с друзьями и экспертно подискутировать на любимую тему выпускников – «журфак уже не тот». Ну, вы понимаете…

2. Сколько лет Вы работаете по специальности?

– Если верить трудовой книжке, с августа 2018-го. Если учитывать реальный опыт – с лета 2017-го. По факту уже практически два года я ежедневно занимаюсь журналистикой – редкие универские материалы, наспех написанные к зачетам, и 4–5 текстов для летней практики на первых курсах в расчет не беру.

3. Как сказал Конфуций, «даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Скажите, что для журналиста является достоинством, а что – недостатком?

– За свою недолгую журналистскую практику я четко поняла, что главные проблемы большинства людей этой профессии – неграмотность, субъективность и погоня за количеством, а не за качеством. Ну, а неоспоримые достоинства – эмпатия (или хотя бы ее видимость), свой стиль и ответственность.

4. Как пригодились знания, полученные на журфаке? Когда вы пришли работать в редакцию, насколько изученная теория соответствовала практике?

– Как это ни абсурдно, журналиста на журфаке из вас никто не сделает. Бесконечный поток сомнительной теории никак не связан с реальной работой, а набивать руку, к сожалению, в универе нас толком не учили. Своему образованию могу сказать спасибо за неплохую общегуманитарную базу, солидный перечень прочитанной литературы и связи, разумеется: теперь журфак буквально везде, и в каждом издании есть свои люди.

5. Назовите плюсы и минусы учебы на факультете журналистики.

– Бесспорный плюс, который однозначно выделяет журфак из списка других факультетов и университетов, – своя атмосфера, традиции и отношения. Думаю, такую особенную ауру создают его относительная компактность и творческая направленность – люди приземленные и посредственные тут, разумеется, тоже встречаются, но их так мало, что такие исключения лишь подтверждают правило.

А самый главный минус, с которым сталкиваешься с первых недель учебы, – очень, очень маленькое количество практики. Повторюсь: чтобы стать журналистом, студент должен писать – и как можно больше. Никакая теория не вытянет твои скиллы, когда ты окажешься «в полях», – проверено.

6. Какие преподаватели запомнились? Чем?

– Меня нельзя было назвать особо прилежной студенткой: и работала, и всячески активничала на парах только в двух случаях: 1) на носу конец семестра, а рейтинг нужно срочно поднимать; 2) мне нравится преподаватель.

К сожалению, вторая ситуация случалась гораздо реже. Но хочу передать привет и спасибо за интересные пары Дробене Федору Валентиновичу, Мелешевич Раисе Ивановне, Лебедевой Марине Леонидовне, Федотовой Наталье Александровне и Жолнеровичу Петру Петровичу – ваши предметы я или не прогуливала вовсе, или прогуливала куда реже остальных.

7. Расскажите смешную историю со времен учебы на журфаке.

– Практически вся моя учеба на журфаке была одной длинной смешной историей, поэтому за четыре года накопилась не одна сотня забавных случаев. Первый, который пришел мне в голову сейчас, со времен первого курса: мы с одногруппниками устроили очередную шумную вечеринку на всю ночь посреди недели, и утром, само собой, были не слишком настроены на учебу. По расписанию первыми стояли две пары белорусского, и мы, долго споря и бурно обсуждая необходимость образования, все же решили в универ пойти. Максимально опаздывая и еще не до конца приведя себя в надлежащий вид, решили ехать на такси через весь город. Страшно спешили, торопили водителя, завалились в аудиторию к середине пары без конспектов, учебников и сделанного домашнего задания, еле отсидели полчаса – и коллективно решили на вторую пару не задерживаться: спать хотелось куда больше, чем учиться. Юлия Николаевна, если помните эту историю, уж простите своих непутевых вебов.

8. С какими проблемами сталкивались (пересдачи, недопуски, пропуски и т. д.).

– Искренне считаю, что учиться на журфаке совсем несложно, поэтому недопусков или пересдач в моей университетской жизни не было – учитывая выражение моего папы о том, что «студент без двойки не студент», в этом плане годы моей учебы прошли зря.

Минимальные проблемы, с которыми я столкнулась, были из-за непосещаемости: ходить на физкультуру по утрам было слишком лень, поэтому однажды в конце семестра пришлось неслабо попотеть, чтобы успеть «закрыть» все отработки до сессии. К слову, с отработками я сталкивалась и по другим предметам, но всегда рассчитывалась с долгами вовремя.

4 1

9. Вспомните какие-нибудь моменты, за которые потом было стыдно (списывали, опаздывали, обманывали).

– На самом деле таких моментов было достаточно: какой студент не делал перечисленного? Но самая провальная ситуация со списыванием произошла у меня на экзамене по экономике, где я эпично рассыпала на пол огромную стопку бумажных шпор и, пока преподаватель не успел заметить, не придумала ничего лучше, чем свалить эту кучу на парту к одногруппнику. До сих пор не знаю, что двигало мной в этот момент, но возмущаться у него не было времени, и через долю секунды он сгреб все это в рюкзак: улик удалось избежать, а вот объяснений после экзамена – нет. Кстати, это был единственный раз, когда списывала с бумажный шпор, – с тех пор предпочитала только телефон.

10. Какой был любимый предмет? Какой нелюбимый? Почему?

– Больше всего на журфаке я любила пары по зарубежной литературе: читать все в полном объеме успевала не всегда (спасибо, брифли), но до сих пор с удовольствием «добиваю» список книг, на которых глубоко не остановилась в универе.

А вот про нелюбимые предметы не знаю, что и сказать: наши университеты одновременно плохи и хороши тем, что дисциплины, которые не по душе, можно просто игнорировать.

11. Если бы сейчас пошли учиться, выбрали бы журфак? Какое учебное заведение окончили ваши дети (если они есть)?

– Перед поступлением я металась между журфаком и Институтом культуры, а во время учебы задумалась о том, что круто было бы поступить на архитектурный. Но я не сторонник сослагательного наклонения: думать о том, что было бы, если бы я поступила в другое место, просто бессмысленно. А значит, все сложилось так, как было нужно.

Своих детей я бы не агитировала поступать на журфак – но и не отговаривала, если бы они действительно хотели выбрать такое образование. К слову, так и произошло с моей младшей сестрой: она пошла на факультет журналистики вслед за мной, и я никак не старалась влиять на это решение.

12. Расскажите про себя-первокурсницу. Что изменилось, а что осталось прежним? С кем из однокурсников вы поддерживаете отношения? Застали ли вы те времена, когда студенты на первом курсе ездили на картошку?

– Думаю, я первокурсница не сильно отличалась от себя теперешней: разве что поубавилось романтичности и добавилось больше уверенности, опыта и скепсиса. За четыре года учебы мой круг общения перевернулся с ног на голову, но значительная часть близкого окружения и после окончания универа состоит из журфаковских ребят. Причем именно как журфаковских я давно их не воспринимаю – это мои полноценные друзья и близкие приятели, и связывает нас не просто общее место учебы. И среди них не только мои одногодки: сложилось так, что универская и общажная жизнь объединила ребят с разных курсов, специальностей и городов.

И нет, картошку я не застала.

13. Какие у вас были планы на первом курсе, и совпали ли они в конечном итоге с карьерой? Какие студенты прославили Ваш курс? Назовите их фамилии.

– Мои планы на первом курсе были мало связаны с построением карьеры – скорее мне просто хотелось понять, стоит ли ее в принципе строить в этой сфере. По правде говоря, пытаюсь разобраться в этом до сих пор.

А говорить о моих однокурсниках, прославивших журфак, на мой взгляд, слишком рано: с момента нашего выпуска прошло мало времени, и пока никого из своих знакомых я не могу назвать журналистом, на которого хочется равняться.

4

14. Все студенты сильно экономят на еде, проезде, развлечениях. Расскажите, как и на чем приходилось экономить вам? Что вы умели готовить на первом курсе?

– Когда в студенческие годы у меня было достаточно денег, я тратила их на все свои прихоти. Когда денег было мало, – тратила их на все свои прихоти, но с ноткой тревоги. Экономить и рассчитывать бюджет я умела плохо, впрочем, это и сейчас не всегда получается успешно.

Не могу сказать, что я слишком сильно в чем-то себя ограничивала, но и шиковать приходилось нечасто. А если выбор стоял между развлечениями и едой, предпочитала посидеть на овсянке, но хорошо провести выходные или купить себе новую юбку.

Неплохо готовить солидный перечень блюд умела еще до поступления, но слишком стараться для себя в этом плане не люблю. Так что моя готовка в общаге обычно ограничивалась кашами, тушеными брокколи и яичницей, а когда на полгода меня заселили в общежитие с одной кухней на этаже, готовить перестала в принципе. Обычно по поводу еды я не заморачиваюсь и не могу сказать, что студенческая жизнь сделала из меня гуру кулинарии. Хотя, один важный скилл я все-таки прокачала в совершенстве: теперь приготовить королевский обед могу даже тогда, когда в холодильнике, казалось бы, нет уже ничего. И да, от маминых посылок и домашних закаток я больше не отказываюсь.

15. Если бы вы писали книгу воспоминаний о журфаке, как бы она называлась? Почему?

– Я бы назвала ее «Ода скверу, кофе с орлом и (не)упущенным возможностям». Сами знаете, почему.

16. Если бы вы писали учебник о журналистике, как бы он назывался и о чем был?

– Если когда-нибудь напишу что-то для начинающих журналистов, это будет не обучающее пособие, а книга о стрессоустойчивости и профилактике профессионального выгорания – думаю, это будет куда полезнее неработающих советов о том, как писать правильно.

17. Вспомните свой первый журналистский текст. О чем он был? Какими своими текстами Вы гордитесь?

– Мой первый журналистский текст был написан для той самой папки с материалами, которую нужно было принести на внутренние экзамены при поступлении, – вместе с еще девятью текстами, содержание которых я помню очень слабо. Наверняка, там было какое-то рассуждение о счастье и предназначении в духе школьного сочинения – тогда искать инфоповоды я явно умела не слишком хорошо.

А материалов, которыми я горжусь сейчас, достаточно много – надеюсь, через лет пять они не будут выглядеть для меня такими же слабенькими, какими сейчас я воспринимаю свои первые тексты. Любимые интервью – с девушкой, страдающей от обсессивно-компульсивного расстройства, с открытой лесбиянкой, которая рассказывает об угрозах друзей и непринятии мамы, с давними выпускниками детских домов и с разработчиками инновационных костюмов виртуальной реальности.

18. Можете ли Вы сказать, что уже сами воспитали плеяду журналистов-практиков?

– Разумеется, нет – я и сама пока не воспиталась как журналист до конца. Пока лишь вычитываю тексты младшей сестры и помогаю подружкам писать посты в Instagram – этим моя обучающая и редакторская деятельность ограничивается.

19. Когда вы были молодыми, у вас был кумир в журналистике? Кому вы стремились подражать?

– Его не было, и нет сейчас. Как и подавляющее большинство моих коллег-ровесников, я поглядываю на работы Познера, Дудя и очень уважаю Опру Уинфри, но кумирами их не назову – мне в принципе всегда была интересна журналистика в целом, а не личности отдельных журналистов, так что кумиров в этой сфере пока заводить не собираюсь. Я вдохновляюсь проектами, ракурсами и приемами самых разных медиа, а не скиллами определенного человека – но это скорее про командную работу.

20. Есть известный анекдот: «Профессор спрашивает: "Вы боитесь моих вопросов?" Студент: "Нет, я боюсь своих ответов». Какие анекдоты о студентах были популярны в ваше время (стихотворения, высказывания и т.д.)?

– Пожалуй, я из того поколения, где анекдоты про студентов трансформировались в мемы, паблики с перлами преподавателей. Если говорить о первой категории, самыми популярными на период моей учебы, пожалуй, были бесчисленные варианты шуток про воду в курсовых и видео из «Битвы экстрасенсов» под названием «Как я готовлюсь к экзамену», где женщина с крестом в руках взывала к помощи высших сил.

Вверх