Темой очередного дискуссионного клуба стало внедрение системы Moodle в образовательный процесс, а также перспективы дистанционного обучения в Беларуси.
– Вы одни из первых студентов, которые используют нововведенный Moodle. Каковы ваши ощущения от работы в нем?
Егор Ермоченок: – Это удобно, чтобы просматривать свои курсы и задания, которые необходимо по ним выполнить, но лично меня напрягают ограничения во времени. Перед тобой неуклонно висит количество дней и часов до сдачи, и, когда времени осталось очень мало, таймер начинает нервировать. Тем более преподаватели часто и сами не особо смотрят на дедлайны, главное – чтобы работа была сдана. Как мне кажется, такая система очень удобна для предметов, по которым нужно сделать много практических заданий. Во всем остальном можно без него и обойтись.
Максим Гологутский: – В целом это отличная разработка, ведь она приблизит нас к более высокому качеству обучения для студентов. Её пора было ввести уже давно. Благодаря этой технологии больше не нужно таскать с собой тетрадки и листики с домашним заданием или проектами, а также не нужно писать от руки. Теперь ты волен в любой момент загрузить свой ответ на Moodle – и всё: ты не отвлекаешь преподавателя и не тратишь своё время. Там же ты можешь найти нужную литературу за два клика, а не вскапывать древние архивы электронной библиотеки с переменным успехом, потому что преподаватели изначально загружают туда лекции и дополнительную литературу.
Илья Кедич: – Такая система делает любую информацию компактной: студент может в любое время, имея при себе лишь один электронный носитель, не только ознакомиться с полным объемом данных, но и тут же на них ответить (или выполнить дополнительные упражнения). Так у студента появляется больше времени, он всегда остается на связи и способен продолжать процесс обучения даже вне стен факультета.
Яна Васькова: – Я работала в Moodle на парах у Степанова Владимира Андреевича («Журналистское мастерство»), Потребина Андрея Владимировича («Экономика и менеджмент СМИ») и Жолнеровича Петра Петровича («Редактирование»). Честно говоря, формат этого образовательного портала мне ещё не совсем привычен. В целом, он напоминает почту Google, но с возможностью более быстрой связи. А вот сама система обучения немного отличается от привычных лекций: теперь студенту не нужно приносить домашнее задание на лекцию/семинар, достаточно загрузить его на Moodlе, где его проверит и оценит преподаватель. Когда выставлен итоговый балл, учащийся может задать вопросы или попросить ответный комментарий. Также есть возможность немного продлить срок выполнения работы. Как студентка я могу выделить сразу несколько плюсов. Во-первых, затрачивается намного меньше времени, потому что тест/презентацию/доклад и пр. можно сделать в любом месте (кафе, транспорте и т. д.) и выслать на портал тогда, когда это будет удобно. Во-вторых, можно получить действительно полезную помощь от преподавателя. В отличие от лекций, в течение которых преподаватель не всегда успевает обсудить со студентом его работу, в Moodle есть возможность оставить пометки после каждого выполненного учащимся задания. Например, советы, рекомендации, а также подробные пояснения к каждой ошибке.
– На ваш взгляд, стоит ли в будущем полностью заменять живые лекции использованием дистанционных материалов?
Егор Ермоченок: – Я за то, чтобы на Moodle были только дополнительные материалы для учебы: презентации, конспекты и подобное. Посещаю лекции ради личности преподавателя, мне интересно послушать человека, который является профессионалом в своей области. Ну а все остальное можно спокойно загружать на Moodle. Что касается замены лекций на дистанционное обучение, то, как мне кажется, это будет бесполезно. Если сказать студенту, что можно не ходить на лекции, а всю информацию брать с образовательной платформы, то он и ходить не будет, и на Moodle не заглянет. С другой стороны, некоторых преподавателей гораздо интереснее читать, чем слушать, и наоборот.
Яна Васькова: – Я не соглашусь, что лекционные занятия – это только информация из научных пособий и книг. Многие студенты ходят на пары ещё и потому, что им нравится преподаватель: его манера общения, голос, харизма. А ещё приятно, он приводит не сухие примеры из литературы, а примеры из журналистской деятельности. Ведь опыт, который преподаватели приобрели за годы работы, может быть очень ценен для будущих специалистов в области СМИ. Думаю, что в Moodle стоит загружать лекции, но в более «сухом» виде: без некоторых графиков, схем, примеров и т. д.
Максим Гологутский: – Нужно менять систему распределения занятий, потому что два месяца лекций – это не совсем хорошо. Ты устаешь слушать много часов подряд, так что после третьей лекции уже просто не работает голова, и нужно через силу себя заставлять вникать в тему. Ко всему прочему, мне нравится, когда после лекции сразу идёт закрепление пройденного материала в виде семинара или теста, тогда к концу семестра в голове действительно что-то остаётся. Нужно пересмотреть систему обучения, точнее распределения лекций и семинаров, а Moodle может значительно облегчить решение. Мне видится проблема в том, что в Беларуси высшее образование считается жизненно необходимым. Тому подтверждением будет очень высокий рейтинг наличия диплома у населения. Но если бы у нас была стабильно высокая зарплата, допустим, в сфере услуг, то было бы меньше желающих тратить ещё несколько лет на получение высшего образования, которое, кстати, не гарантирует высокой зарплаты. И тогда, возможно, больше студентов с чёткой необходимостью высшего образования поступало бы в вузы. Вот при таком раскладе замена лекций на Moodle станет отличной возможностью разгрузить студентов и сделать их учебу продуктивнее.
Илья Кедич: – Удачным решением я считаю схему «Moodle–семинар» (чередование двух видов занятий). Как всем нам известно, информация – это набор фактов. Но любой факт можно вывернуть на новую плоскость, если посмотреть на него с другой стороны. Поэтому будет лучше, если студент заранее (вне аудитории) ознакомится с материалом, составит по нему мнение, а потом придет в аудиторию и сможет сам высказать его перед одногруппниками. Это очень полезно, особенно для факультета журналистики, где большую роль играют такие навыки, как коммуникабельность, ораторское мастерство, готовность к дискуссии, необходимости изменить свою точку зрения, если она не верна. Все эти качества хорошо развиваются при таком подходе и делают обучение более ярким, разносторонним и приближенным к практике.
Егор Ермоченок, Яна Васькова, Максим Гологутский, Илья Кедич