Если вы думали, что таланты студентов факультета журналистики составляют только творчество в виде песен, танцев и стихов, то ничего подобного. Вот, например, Анастасия Архипова (3 курс, специальность – «Аудиовизуальные СМИ») в какой-то момент пошла на курсы кадровика и теперь активно применяет полученные знания на практике. Она рассказала, как родители с детства привлекали ее к работе в бизнесе, для чего необходимо знать основы кадрового дела, и вообще – неужели это действительно так интересно для человека, который учится работать со словом?
– Расскажи о том, что тебя мотивировало пойти учиться на факультет журналистики.
– Я четко помню тот день, когда моя жизнь изменила свое направление и перешла в другое русло. Был пятый класс. Мы тогда на трудах изучали петли, и я попросила родителей купить крючки и вязальные нитки фиолетового и желтого цветов. Ждала маму и папу дома, они вернулись из магазина и, отдав все в руки, рассказали, что услышали от продавца об открытии нового кружка в Калинковичах, который назывался «Клуб юных журналистов». Предложили попробовать – после раздумий я согласилась и с тех пор вплоть до 11 класса ходила туда. В течение этого времени съездила на две смены в лагерь «Зубренок», тематика поездок была связана с журналистикой. Тогда были написаны первые материалы, совершены попытки взять первое интервью, осмыслить мир с помощью текста. Я поняла, что слово не такое страшное, с ним можно интересно играться. Для меня вообще слова – это пазлы. Я чувствую, куда его нужно вставить, где оно лучше зазвучит. И с каждым новым абзацем этот навык улучшается. – Насколько я знаю, у твоих родителей есть свой бизнес в Калинковичах. Чем они с тобой делились в ходе взросления? Были ли попытки привлечь тебя «играть в свои игры»?
– Да, мои родители несколько лет назад открыли свой бизнес, он связан со строительными и хозяйственными материалами. Я частенько помогаю маме, когда приезжаю домой: постоять за прилавком, поднести-принести, наклеить ценники, обслужить покупателя, подсчитать саморезы. Это интересный опыт, который помогает чувствовать клиентов, понимать их психологию, мотивы, которые движут ими, и тем людям, которые хотят открывать свое дело, я бы советовала приходить на рынок для «стажировки». Или не на рынок, а просто в торговлю. Необязательно сидеть на кассе, можно просто проводить консультационные продажи. С этого стоит начинать, потому как есть вообще три вида продаж: транзакционное, консультационное и стратегическое. Транзакционное – это первый тип продаж. Тут скорее занимаются выдачей товара. В этом сегменте продавец выступает в роли того, кто передает товар. В консультационных продажах продавец уже более компетентный. Он обладает большим объемом знаний: что и как предложить. Стратегический – это формирование мира клиента. Допустим, человек пришел в магазин и не знает никаких других моделей телефона, кроме своего. Он идет с четкой целью купить определенный телефон. А продавец расскажет о других моделях, как бы «раскроет глаза на мир», и человек захочет приобрести уже другой продукт. Продажи для меня интересны. Благодаря опыту родителей я прочувствовала это изнутри. – Повлиял ли этот полученный опыт на то, что в какой-то момент ты пошла изучать нюансы работы кадрового дела?
– Безусловно, когда работаешь в сфере бизнеса, кадры решают все. От той команды, которая будет сформирована компанией, зависит результат. Зачастую человек может не знать каких-то тонкостей, когда приходит в новое место, – это ничего, его научат. Бывает и так: человек может прийти из абсолютно другой сферы и научиться той же журналистике. Зачастую журналистами становятся те, кто получил образование вне стен журфака. Если говорить о кадрах – здесь есть юридический аспект. Устроить человека на работу, содержать его в структуре – это целое искусство, если можно так выразиться. Я пошла на курсы, где мы рассматривали разные стороны вопросов, связанных с кадровым производством. Это и прием человека на работу. Допустим, вы должны знать, что в нашей стране существует три вида отношений с человеком, который приходит на работу: контракт, договор подряда и договор возмездного оказания услуг. Их структура совершенно разная. А вот трудовая книжка – это ваша визитная карточка. Она показывает «перемещения» человека по трудовой лестнице: где работали, сколько, статья, по которой были уволены. В дальнейшем ваш потенциальный начальник будет смотреть на эти позиции.
– Расскажи, где именно ты обучалась и где действительно эффективно можно прокачать свои скиллы?
– На курсы меня направили от моей работы. Но я сразу скажу: это те знания, которые нужно иметь любому человеку, так или иначе желающему работать в компании. Ведь часто бывает, что кому-то просто недоплачивают из-за банального незнания законов. Чтобы этого избежать, нужно знать, что прописано в бумагах, которые вы подписываете. Я проходила курсы в образовательном центре «Новое завтра», где изучала рынок продаж. Обучение происходило с действующим юристом и кадровиком, женщиной, которая прошла огонь и воду, – всю информацию она разложила по полочкам. Нам давали бланки, формы, примеры контрактов, приказов. Естественно, нам не дали все, что нужно знать профессионалу, потому как, когда начинаешься работать с кадрами, часто возникают вопросы, ответы на которые можно найти в законодательных актах. Всегда можно позвонить юристам, зайти к кадровикам, позвонить в бухгалтерию. Кстати, с бухгалтерией лучше дружить, потому что от них зависит судьба компании. Если вы планируете свой бизнес, бухгалтер – это тот человек, которого вы должны нанять в самую первую очередь.
– Когда слышишь слово «кадровик», сразу представляются кадры из фильма «Любовный роман»: все с раннего утра сидят за столами, с нетерпением ожидая 5 часов вечера – окончания рабочего дня. И кажется, что это действительно жутко скучная работа. А как считаешь ты?
– Кадры – это работа для тех, кто любит точность и порядок во всем. Исходя из своих наблюдений, могу сказать, что это люди, у которых на рабочем столе все будет лежать по определенный схеме. Эти люди будут обращать внимание на детали, у них повсюду порядок. Так и в документах: кадры требуют точности и внимательности.
Я не считаю, что эта работа – скучная, она просто не для всех: кто-то будет страдать из-за другого склада характера. И то, имея поверхностные, базовые знания, любой человек сможет осилить эту профессию. Если у вас в компании всего несколько людей, шансы быстро войти в курс дела увеличиваются.
Посетить курсы, где дают базовые знания о том, что есть кадры, не имея при этом юридического образования, но с желанием вести бизнес правильно, понимая некоторые тонкости, – очень советую. Ну или просто изучить законодательство.
– Есть ли у тебя желание в дальнейшем развиваться, реализовывать себя в этой области – кадрового дела в бизнесе?
– Безусловно, это сфера в бизнесе, которую нужно знать. Потому что, когда к вам приходит человек, вы обязаны знать правила, по которым нужно принять его на должность. Знать, какие права имеет он и какие – вы. В качестве кадровика я себя в дальнейшем не вижу. Это не мое. Но как управленца, который знает этот аспект, – вижу.
На сегодня то же я изучаю в образовательном проекте Up&Up, который проводит консалтинговая компания «ProRetail». Это очень клевый проект, который дает чуть более глубокие понятия, нежели книги или видео на YouTube. Они более доступно объясняют, что такое продажи, как их использовать. Бросать изучение я не собираюсь.
Елизавета Мазурчик
Фото из личного архива Анастасии Архиповой