Будущее Беларуси зависит от того, что мы сегодня вкладываем в наших детей. О том, как воспитать новые поколения умных, духовно богатых, деятельных и патриотичных граждан, и какую роль в этом могут сыграть детские средства массовой информации, — в откровенном разговоре о профессиональном и личном с ведущим специалистом страны в области СМИ для детей и юношества, заведующей кафедрой периодической печати и веб-журналистики Белорусского государственного университета Светланой Харитоновой.

ks 7979 1024x683

 

Журналистика для ребят

— Вы возглавляете кафедру в БГУ и ведете серьезную научную работу по развитию детских СМИ в Беларуси. Почему выбрали это научное направление и как успеваете совмещать руководящую, педагогическую и научную деятельность?

— Когда человек любит свое дело и по-настоящему им увлечен, можно успеть многое. Особенно при поддержке семьи, сплоченного коллектива, руководства факультета и университета, которых подвести нельзя. Хочу отметить, что этой осенью исполняется ровно 20 лет, как я стала студенткой факультета журналистики (сейчас — кафедра периодической печати и веб-журналистики. — Прим.). В то время заведующим был Александр Константинович Свороб, благодаря которому и начался мой научно-педагогический путь на журфаке.

 

ks 8038 1024x683


За годы обучения на факультете, вдумываясь в наполнение белорусской журналистики идеями, предлагаемые преподавателями концепции, обращала внимание на нетронутые темы, так называемые ниши, неисследованные области. Говорилось о многом — об истории журналистики, о тенденциях дискурса СМИ, но только в общих чертах затрагивалось самое важное, можно сказать, трепетное — каким вырастет будущее поколение белорусов и как влияют на их воспитание СМИ для детей. Неразработанное отечественной наукой направление детских периодических изданий я постепенно стала развивать в магистерской (2008), затем в кандидатской (2013) и в докторской диссертациях (2022).

— Вас можно поздравить с защитой докторской диссертации?

— Защита работы состоялась в диссертационном совете, сейчас она на рассмотрении в ВАКе (Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь. — Прим.). Это масштабное исследование истоков, особенностей, приоритетов и перспектив медиа для детей, что вылилось в самостоятельное научное направление — теорию и практику белорусской детской журналистики.

— А в чем принципиальное отличие детской журналистики от взрослой?

— Это прежде всего целевая аудитория, на которую рассчитаны СМИ, она очень разная, со своими потребностями развития. И среди дошкольников, младших, средних, старших школьников есть свой ведущий тип деятельности. Если у малышей — это игра, то у младших школьников — фокус на образовательных моментах. И главное отличие состоит в том, что любой ребенок — чистый лист, который нужно заполнить содержанием, сформировать его личность, ненавязчиво дать целевую установку, одним словом, воспитать человека и гражданина. Это огромная ответственность государства, общества, школы, семьи, конкретного папы или мамы, и особая роль в этом деле принадлежит журналисту. Сложилось такое мнение, что детский журналист — это и не педагог, и не воспитатель, и не писатель. Но при этом иногда не учитывается тот воспитательный потенциал, которым обладает журналистский текст. В нашей научной работе мы обращаем на это внимание, прослеживаем, анализируем и формируем единую концепцию в данной сфере.

 

ks 7984 1024x683


Чем привлечь юное поколение

— Общение с детьми в информационном пространстве предполагает интерес ребят к публикациям и их доверие к контенту. Однако для этого детским СМИ необходимо следовать их вкусу, который во многом формируется современными быстро меняющимися молодежными субкультурами. Как при этом сформировать у детей такую систему ценностей, которая необходима государству и обществу?

— Равновесие между наплывом инокультуры и воспитанием интереса к традиционным ценностям следует искать по формуле из трех составляющих — информировать целевую аудиторию, просвещая, побуждать к определенной рекции и, развлекая, завоевывать ее симпатию.

Почему-то многие забывают, что журналистика для детей точно так же, как общество и семья, отвечает за воспитание ребенка.


На это обращает внимание авторитетный в Беларуси и за рубежом ученый, научный консультант моей докторской работы, профессор Виктор Иванович Ивченков. Он подчеркивает преобладание сегодня единовременного восприятия информации, при котором теряется глубина понимания текста современной цифровой аудиторией. А значит для разных возрастных категорий детей нам нужно искать новые мультимедийные способы донесения информации воспитательного содержания.

 

ks 8037 1024x683

 

— Нынешние дети мало читают и много смотрят видеоконтента. Детские СМИ должны следовать этому тренду?

— До 90-х годов ХХ века белорусские детские газеты и журналы выступали частью единой системы советских СМИ, которая была структурирована типологически, функционально и организационно. Для всех возрастных групп детей выпускались разные по целевому назначению издания, в том числе, литературно-художественные, научно-популярные, массово-политические. Сегодня с дошкольного возраста ребенок погружен в медийный хаос с огромным количеством образов: фото, видео и т.д. В этой мозаике клипов он вынужден самостоятельно разбираться с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Отсюда и необходимость медиаграмотности, медиаобразования. Важно, чтобы в существующей технологической реальности наши национальные детские СМИ сумели воплотить созидательное и воспитательное содержание в занимательных форматах медиапроизводства и трансляции информации на всех этапах взросления детской аудитории.

Онлайн-общение с друзьями в соцсетях осуществляет 70,1% пользователей в возрасте от 6 до 17 лет и 96,1% молодых людей в возрасте 15-24 лет.

— Сегодня в потоке возможностей подачи информации не потерялись ли печатные издания, не устарел ли этот формат для детей?

— Именно печатные детские СМИ, которые рассчитаны на самых маленьких деток, выходят в большом количестве и разнообразии. И здесь важно системное применение научных методов графического моделирования, которые применимы и в цифровой среде. Например, в зарубежных детских СМИ, распространяемых в нашей стране, много схематичных, примитивных, карикатурных изображений. Им необходимо противопоставить те культуроспецифические образы, которые формируют эстетический вкус детей, приобщают к богатому белорусскому художественному наследию, представленному, например, в журналах «Вясёлка», «Буся», «Бярозка». Важно сохранить духовную и культурную преемственность. Эти прикладные аксиологические вопросы мы обсуждаем со студентами на занятиях. Об этом написано и в моей книге «Белорусские медиа для детей: системообразование и визуально-семантическая структура».

 

ks 7995

 

ks 8026 1024x683

 

ks 8033 1024x683

 

ks 8028 1024x683

 

В единстве — сила

— У нас большая культурная и языковая общность с Россией, и российские детские СМИ широко представлены у нас в республике. Как вы оцениваете их уровень и ведется ли скоординированная работа с российскими коллегами?

— В Беларуси действительно получают разрешение на распространение большое количество российских изданий, их порядка 70% от общего количества. Они очень разные. Что касается сотрудничества с российскими коллегами, результаты наших научных исследований получили высокую оценку у 16 известных медиаэкспертов различных регионов Российской Федерации. Среди них доктора наук и профессоры авторитетных школ журналистики Московского, Санкт-Петербургского, Челябинского, Тамбовского и других университетов. Мы надеемся на дальнейшую целенаправленную совместную работу по изучаемой теме.

 

ks 8035 1024x683


Мы выбираем путь

— В советских детских изданиях работали лучшие авторы, художники. Есть ли у нас сейчас талантливые люди, которые готовы этим заниматься не просто ради заработка, а по призванию?

— Белорусская земля богата такими людьми, причем в любой сфере. Есть звезды, которые умеют творить для детей. Будем ждать, когда они прозвучат на всю страну.

— В соседней Украине сейчас пришли такие авторы, которые своими творениями с малолетства прививают детям националистические взгляды. Мы в Беларуси выбрали противоположный путь. Какими принципами нужно руководствоваться в развитии отечественных детских СМИ, чтобы совместить белорусские национальные традиции, язык с наследием русской культуры, которая носит во многом общечеловеческий характер?

— В советское время у нас были и русскоязычные детские издания, и на белорусском языке. Все это легко и органично совмещалось. И с обретением республиканской суверенности единственно правильным путем было сохранить два государственных языка. Поэтому сейчас мы имеем двуязычные медиа и концентрируемся на их системном и качественном совершенствовании — содержательном, визуальном, аксиологическом. Что касается первой части вопроса, культивировать свою исключительность или национальное превосходство — значит лишать будущего своих детей.

Доверие и ответственность

— Вы получили в этом году президентский грант на разработку концепции модернизации массово-информационной деятельности национальных детских медиа. Что означает это лично для вас?

— Это большая ответственность и мотивация для дальнейшей работы. За год, на который был выделен грант, удалось издать авторскую монографию, опубликовать статьи в научных рецензируемых изданиях Беларуси и России, результаты исследования внедрить в учебный процесс региональных вузов страны, защитить докторскую диссертацию. Также разработана концепция, которая, надеюсь, будет обсуждена и на государственном уровне.

– Насколько тема детских СМИ у нас решается системно, есть ли у нас программа по их развитию?

— Отдельной программы развития отечественных СМИ для детей пока нет. А ведь это проблемная и важная сфера современной медиаотрасли. Нами был изучен обширный корпус детской прессы, установлена ее типологическая структура, выделены визуальные и жанровые ресурсы, с помощью которых формируются ценностно-смысловые ориентиры детей. Полученные результаты показали важность разработки концепции как системы взглядов, которая определяет приоритетные направления создания импортозамещающего, востребованного и конкурентоспособного отечественного медиаконтента для детей. На ее основе, надеемся, в будущем будет подготовлена государственная программа развития белорусской детской журналистики.

Дело ради будущего

— Есть какие-то ваши наработки, которые уже внедрены в жизнь?

— Результаты исследований внедрены в практику государственных СМИ для детей, а также включаются в образовательный процесс БГУ и региональных вузов, начавших подготовку журналистов. Внедрение наработок поможет усовершенствовать подготовку специалистов в сфере детской журналистики.

 

ks 8046 1024x683



— Вы хотите сказать, что студентам необходимо во время обучения специализироваться в данной сфере? Может быть, пора вести речь о том, чтобы набрать конкретный курс именно под детские медиа?

— К разработке специализации по детской журналистике мы, вероятно, в скором времени придем. На журфаке БГУ уже сейчас разработаны актуальные дисциплины и готовятся профилизации по новым учебным планам, охватывающие последние тенденции развития белорусской журналистики и медиатехнологий.

— Вы перфекционист? Что для вас успех, а что вы могли бы назвать ошибкой?

— Мне кажется, что мои коллеги, мои близкие назвали бы меня перфекционистом. Да и вопрос, как вы все успеваете, мне часто задают. Совмещение работы заведующего, преподавательской и научной деятельности, воспитания маленького ребенка мотивирует ответственность за дорогих тебе людей и любимое дело. Просто ставишь цели и стараешься качественно их осуществить, так, чтобы был результат для всех тех, кто стоит за тобой — семьи, коллектива кафедры в 30 человек, студентов.

 

ks 8044 1024x683

 

ks 8042 1024x683

 

— Вы — молодая женщина, перед которой еще вся жизнь, а уже столько достигли. О чем вы сейчас мечтаете?

— У меня растет маленькая доченька, я бы очень хотела, чтобы она была счастлива в своем доме, рядом со своей семьей, чтобы ее поколение детей ожидало самое лучшее будущее, о котором для них мечтаем мы, взрослые.

 

Факты

- После распада СССР белорусские газеты и журналы для детей были представлены всего 4 наименованиями.
- С 1993 по 2003 годы их количество возросло в 4, с 2003-го по 2013-й — в 2, а к 2018 году — более чем в 10 раз.
- Сегодня детской медиааудитории предлагается более 60 белорусских подписных периодических изданий.
- Более 76% белорусских детей используют новые медиа ежедневно.

Автор: Олег Никитин
Фото: Светлана Курейчик
Источник материала: МЛЫН.BY

Вверх