Школа молодго журналиста – профориентационный проект для школьников 9–11 классов, который стартовал на факультете журналистики БГУ в 2012 году. Одной из задач Школы является помощь абитуриенту в подготовке журналистских материалов, которые необходимы для формирования творческого портфолио. С этой целью в этом учебном году на факультете журналистики БГУ был запущен проект “Студент – абитуриенту” – первый проект работы студентов-волонтёров в данном направлении.
Стоит отметить, что интересные форматы встреч, конкурсов требуют совместной работы опытных преподавателей и студентов. Куратор Школы, заместитель декана по профориентационной работе Анна Басова, ещё в начале года сформировала команду волонтёров для организации и проведения занятий. Именно она помогает юным координаторам найти почётных гостей для встреч, воплотить в жизнь самые разные идеи, где пока студентам не хватает опыта и знаний для перехода от задумки к готовому конкурсу или мероприятию.
Ещё до первого занятия в Школе в целях эффективности студенты-волонтеры распределились по направлениям. Так, Ангелина Сазанович, студентка 2 курса аудиовизуальных СМИ, курирует страницу Школы молодого журналиста в социальной сети Instagram, где размещается информация о предстоящих занятиях. Юлия Романькова, студентка 2 курса печатных СМИ, отвечает за конкурсное направление, именно за ней последнее слово в определении победителя, а ещё она фотографирует все занятия и встречи Школы. Юлия Можиловская, студентка 2 курса аудиовизуальных СМИ – главная по работе с абитуриентами в мессенджере Telegram, где для информирования и консультаций создан общий чат преподавателей, студентов и абитуриентов.
Алина Хасанова, студентка 1 курса специальности "Журналистика (веб-журналистика)" и Ревяко Иван, студент 3 курса специальности "Журналистика (веб-журналистика)" активно работают с визуальной составляющей Школы: Алина создаёт фото, объявления и презентации для социальных сетей и встреч, а Иван работает над рекламным продуктом. Анна Прилуцкая, студентка 2 курса аудиовизуальных СМИ, стала своего рода архивариусом: именно она отвечает за персональную информацию об абитуриентах школы, а также мониторит публикации учащихся, информируя волонтёров, у кого какое количество текстов для портфолио, а у кого их пока недостаточно. Ксения Ситник, студентка 3 курса литературной работы, продумывает концепции и планы для выступлений, презентаций во время занятий с будущими студентами факультета журналистики, отвечает за информирование о мероприятиях и подготовку текстов, новостей о работе и планах Школы. При этом каждому из студентов постоянно приходят сообщения от абитуриентов, которым нужны консультации по тем или иным вопросам, и волонтеры – координаторы проекта всегда готовы на них ответить.
Именно разный опыт поступления каждого студента представляет ценность для самой идеи Школы молодого журналиста. Если преподаватели на курсах «Творчество» факультета журналистики готовят абитуриентов к вступительным экзаменам, то студенты делятся непосредственно своим абитуриентским опытом. Педагоги знают «кухню» поступления непосредственно, в то время как студенты уже были её главными героями и встречались со множеством нюансов. К тому же у студентов-волонтеров разный опыт поступления в меру того, что все они из разных мест – это и минчане, и жители райцентров и деревень. Кто-то из них ходил на курсы при факультете в течение года, кто-то был только на летних, а кто-то предпочёл закрепиться в объединениях абитуриентов при газетах. Также студенты публиковались в разных СМИ и охотно делятся опытом сотрудничества с ними:
– Моя подготовка к поступлению начиналась с публикаций в районной газете, - рассказывает Прилуцкая Анна, волонтер–координатор Школы. – За основу я брала истории людей, которые могли вдохновить читателя. Именно поэтому сейчас я с радостью советую абитуриентам вести задушевные разговоры с предполагаемыми героями материала. Еще одним способом пополнения портфолио стало участие в конкурсах. Тематика была разной: экология, юбилей пожарной службы, патриотизм. Главное то, что каждая победа приносила новые опубликованные материалы! Диплом и ещё одна работа для портфолио – выигрышная комбинация, о которой смогли узнать и наши абитуриенты благодаря конкурсам от Школы молодого журналиста. Остаётся только начать творить и правильно оформить портфолио!
Среди более чем 60 обучающихся в Школе – школьники из самых разных уголков Беларуси (Молодечно, Смолевичи, Марьина Горка, Минск, Гомель, Ивацевичи, Новополоцк, Крупки, Телеханы и т.д.). За это время абитуриенты подробно познакомились со специальностями факультета журналистики БГУ, опубликовали ряд своих творческих работ в СМИ, в том числе и на сайтах websmi.by и studlive.by, а также встретились с профессионалами, которые по-настоящему «болеют» журналистикой.
Действительно, как бы ни старались организаторы Школы молодого журналиста, они не смогут сделать за учащихся первый шаг и уж тем более пройти творческие испытания. Но если абитуриент активно себя проявляет, предлагает интересные темы для публикаций и показывает свою готовность к работе, его шансы стать студентом становятся выше – благодаря энтузиазму, творческой энергии и сотрудничеству с факультетом журналистики БГУ.