Солодовникова Татьяна Владимировна, заведующий кафедрой международной журналистики, кандидат филологических наук, доцент
Общий стаж научно-педагогической деятельности в Белорусском государственном университете – 17 лет.
Образование: МГЛУ, факультет французского языка по специальности «лингвист, преподаватель французского и английского языков, специалист по компьютерной лингвистике» (2007 г.); магистратура (2009 г.) и аспирантура МГЛУ (2012 г.) по специальности 10.02.05 – Романские языки.
Защита кандидатской диссертации на тему «Топонимическая лексика французского языка в семантико-прагматическом аспекте» под руководством профессора В.В. Макарова (2013 г.). Звание «доцента» по специальности «Языкознание» (2017 г.)
Докторантура БГУ (2022 г.) по специальности 10.01.10 – Журналистика (филологические науки).
Защита докторской диссертации на тему «Рекламная коммуникация в медийном пространстве Беларуси и Франции», научный консультант – профессор В.И. Ивченков (2022 г.).
Научные интересы: рекламная и бизнес-коммуникация, проблемы национальной безопасности, геполитика и глобалистика, речевое манипулирование и теория аргументации, критический дискурс-анализ и теория рисков в современном медиапространстве, проблема сохранения исторической памяти и формирования национальной идентичности.
Член редколлегии Евразийского научно-методического центра «Мультидисциплинарные исследования», член национальной Медиалингвистической комиссии при Международном комитете славистов (ЮНЕСКО), член редколлегии международного научно-практического журнала «Филологический аспект».
Автор более 250 научных печатных трудов, в том числе 9 монографий (4 — персональные, 5 — в соавторстве, 2 из которых изданы за рубежом).
Руководитель НИР:
«Когнитивная интерпретация топонимов в современном газетно-политическом дискурсе» (№ Г14М-017, БРФФИ);
«Теоретико-методологические основы подмены оснований в экономическом дискурсе» (№ Г16М-017, БРФФИ);
«Прагматические и структурно-семантические характеристики дискурса социальной, политической и коммерческой рекламы» (на материале франко-, русско- и белорусскоязычных текстов) (№ Г18МС-003, БРФФИ);
«Феноменология рекламной коммуникации в Республике Беларусь: семиотика, прагматика, аксиология и жанровая специфика» (Минобр, № 724/95);
«Рекламная коммуникация как результат моделирования информационно-коммуникативного пространства» (№ Г21У-001, БРФФИ);
«Медиаобразование и журналистика: дискурсные аспекты и процессы трансформации» (№ ГР 202308460от 06.06.2023);
«Рекламная коммуникация как инструмент продвижения исторической памяти и формирования современной белорусской идентичности» (№ Г23ИП-004, БРФФИ)
Полученные в ходе исследований результаты нашли применение в деятельности Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Белорусского института стратегических исследований, в производственной деятельности отдельных предприятий Республики Беларусь, в образовательном процессе ведущих учреждений образования Республики Беларусь (БГУ, БНТУ, РИВШ, ВГУ им. П.М. Машерова, ГрГУ им. Я. Купалы и др).
Публикационная активность, наукометрические показатели в Google Scholar Citations
Основные публикации:
Монографии
1. Солодовникова, Т.В. Феноменология современной рекламной коммуникации в аспекте бахтинианского наследия / Т.В. Солодовникова // М.М. Бахцін у Віцебску праз 100 гадоў: ідэі ў сучаснай навуцы : манаграфія / Г.Я. Аксінчук [і інш.] ; пад навук. рэд. В.Ф. Падстаўленкі. – Віцебск : ВДУ імя П.М. Машэрава, 2022. – С. 111–119.
2. Рекламная коммуникация в социокультурном пространстве / Т.В. Солодовникова / Ю.Н. Лукьянюк [и др.]; под общ. ред. Ю. Н. Лукьянюк, А. В. Колика. – Минск: БГУ, 2022. – 169 с.
3. Солодовникова, Т. В. Рекламная коммуникация Беларуси и Франции / Т. В. Солодовникова. – Минск : БГУ, 2022. – 299 с.
4. Солодовникова, Т. В. Подмена оснований в экономическом дискурсе / Т. В. Солодовникова // Современные формы капитализации экономических (хозяйственных) ресурсов и новое качество экономического роста / Т. В. Солодовникова, С. Ю. Солодовников, В. Л. Гурский, Т. В. Кузьмицкая, Ю. В. Мелешко, Т. В. Сергиевич, Д. П. Рыбка, О. А. Хотько, А. М. Чарина, А. Н. Тур, Л. И. Ильина, Н. В. Ружанская. – Сыктывкар : КРАГСиУ, 2017. – С. 34–65.
5. Социальное предпринимательство как форма капитализации творческих и инновационных ресурсов: опыт, проблемы, перспективы / Т. В. Солодовникова, С. Ю. Солодовников, Д. П. Рыбка, В. А. Гребень, В. П. Чесноков, Т. В. Сергиевич, Ю. В. Мелешко, А. М. Чарина, А. К. Гагиева, Д. А. Попов, А. Л. Подгайский, С. В. Рабкин ; под ред. С. Ю. Солодовникова. – Сыктывкар : КРАГСиУ, 2018. – 182 с.
6.Солодовникова, Т. В. Теоретико-методологические основы приема подмены оснований как характерной черты экономического дискурса в аспекте современных социальных взаимодействий / Т. В. Солодовникова // Горизонтальная культура социальных взаимодействий – потенциал развития экономики и общества в XXI веке / Т. В. Солодовникова, С. Ю. Солодовников, Л. П. Васюченок, Т. В. Кузьмицкая, Ю. В. Мелешко, Т. В. Сергиевич. – Минск : БНТУ, 2018. – С. 194–222.
7. Кожарина, Т.В. (Солодовникова) Французская топонимия в семантико-прагматическом аспекте (на материале французских СМИ): монография / Т.В. Кожарина. – Минск : Изд. центр БГУ, 2013. – 179 с.
8. Кожарина, Т.В. (Солодовникова) Париж стоит мессы, или почему так говорят по-французски / Т.В. Кожарина. – Минск : Четыре четверти, 2012. – 106 с.
9. Кожарина, Т.В. (Солодовникова) Экспериментальное исследование коннотативных топонимов в семантико-прагматическом аспекте (на материале французского языка) / Т.В. Кожарина. – Минск : Право и экономика, 2012. – 94 с.
Статьи
1. Солодовникова, Т. В. Лингвистические инструменты предварительной оценки достоверности прогнозов и рекомендаций научно-экономического сообщества / Т. В. Солодовникова // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. А. Гуманитар. науки. – 2018. – No 10. – С. 166–169.
2. Солодовникова, Т. В. Феноменологические особенности дискурса социальной рекламы в Республике Беларусь / Т. В. Солодовникова // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» : cб. науч. тр. / Витеб. гос. ун -т ; редкол.: А. В. Егоров [и др.]. – 2018. – Т. 28. – С. 180–185.
3. Солодовникова, Т. В. Дискурсивные инструменты социальной, политической и коммерческой рекламы / Т. В. Солодовникова // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» : cб. науч. тр. / Витеб. гос. ун -т ; редкол.: А. В. Егоров [и др.]. – 2019. – Т. 29. – С. 239–243.
4. Солодовникова, Т. В. Межкультурные информационные взаимодействия в контексте национальной безопасности: основы системного исследования / Т. В. Солодовникова // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» : cб. науч. тр. / Витеб. гос. ун -т ; редкол.: А. В. Егоров [и др. 2019. – Т. 30. – С. 183–188.
5. Солодовникова, Т. В. Прагматика дискурса социальной, политической и коммерческой рекламы в аспекте языковой cитуации Республике Беларусь / Т. В. Солодовникова // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. А. Гуманитар. науки. – 2020. – No 2. – С. 77–80.
6. Солодовникова, Т. В. Рекламный дискурс в Республике Беларусь: онтология рисков / Т. В. Солодовникова // Журн. Белорус. гос. ун-та. Сер. Журналистика. Педагогика. – 2020. ‒ No 2. – С. 79–86.
7. Солодовникова, Т. В. Фейк: атрибут рекламного дискурса или современный механизм рекламного коммуникативно-информационного пространства? / Т. В. Солодовникова // Весн. Магілёўс. дзярж. ун-та імя А. А. Куляшова. Сер. А. Гуманітар. навукі. – 2020. – No 1(55). – С. 93–98.
8. Солодовникова, Т. В. Концепция рекламной коммуникации Л. де Соссюра: ключевые понятия и взаимосвязи / Т. В. Солодовникова // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» : cб. науч. тр. / Витеб. гос. ун -т ; редкол.: В. В. Богатырева [и др.]. – 2020. – Т. 31. – С. 185–191.
9. Солодовникова, Т. В. Новые формы реконфигурации рекламного дискурса / Т. В. Солодовникова // Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Филология. – 2020. – No 4(100). – С. 47–52.
10. Солодовникова, Т. В. Применение принципа подмены оснований в славистике: на примере экономического дискурса в Республике Беларусь / Т. В. Солодовникова // Studia slowianskie. Języki, kultury i literature 2 / Uniw. Zielonogórski ; pod red. M. Luczyk [itd.]. ‒ Zielona Góra, 2020. – S. 125–129.
11. Солодовникова, Т. В. Особенности действия факторов, обуславливающих процесс межкультурных информационных взаимодействий в контексте национальной безопасности / Т. В. Солодовникова // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. A. Гуманитар. науки. – 2021. – No 2. – С. 66–71.
12. Солодовникова, Т. В. К построению социальной семиотики рекламной коммуникации: культурный контекст (на примере РеспубликиБеларусь) / Т. В. Солодовникова // Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Филология. – 2021. – No 3(103). – С. 77–82.
13. Солодовникова, Т. В. Генезис рекламной коммуникации в Республике Беларусь : онтологический статус / Т. В. Солодовникова // Филология и человек. – 2021. – No 4. – С. 63–78.
14. Солодовникова, Т. В. Рекламная коммуникация во Франции: исторический аспект / Т. В. Солодовникова // Весці БДПУ. Сер. 1. – 2021. – No 3(109). – С. 78–82.
15. Солодовникова, Т. В. Содержательные характеристики белорусского плаката как доминирующей формы рекламной коммуникации на территории Беларуси с 1914 по 1990 г. / Т. В. Солодовникова // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. – 2021. – No 2(249). – С. 147–152.
16. Солодовникова, Т. В. Семиотическое наследие: к вопросу о функционировании рекламной коммуникации / Т. В. Солодовникова // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» : cб. науч. тр. / Витеб. гос. ун -т ; редкол.: В. В. Богатырева [и др.]. – 2021. – Т. 34. – С. 139–144.
Статьи в иных рецензируемых изданиях и сборниках научных работ по отрасли филологических наук
17. Saladounikava, T. V. Modèles expérimentaux de l'analyse de discours / T. V. Saladounikava // Филол. аспект : междунар. науч.-практ. журн. – 2016. – No 1. – С. 42–47.
18. Солодовникова, Т. В. Системный анализ и оценка наличия подмены оснований в экономическом дискурсе в Республике Беларусь / Т. В. Солодовникова // Проблемы модернизации экономики сквозь призму экономических, правовых, социальных и инженерных подходов : сб. ст. ‒ победителей Междунар. конкурса студентов и молодых ученых / Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол.: С. Ю. Солодовников [и др.]. – Минск, 2016. – С. 111–119.
19. Солодовникова, Т. В. Функциональные особенности использования топонимов в современном газетном дискурсе / Т. В. Солодовникова // Филол. аспект : междунар. науч.-практ. журн. – 2016. – No 6. – С. 68–74.
20. Солодовникова, Т. В. Определение критериев подмены оснований в экономическом дискурсе как гносеологическая проблема / Т. В. Солодовникова // Филол. аспект : междунар. науч.-практ. журн. – 2017. – No 9(29). – C. 28–33.
21. Солодовникова, Т. В. Бизнес-переговоры: коммуникативные неудачи или эффективный способ достижения цели? / Т. В. Солодовникова // Проблемы модернизации экономики сквозь призму экономических, правовых, социальных и инженерных подходов : сб. ст. ‒ победителей Междунар. конкурса студентов и молодых ученых / Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол.: С. Ю. Солодовников [и др.]. – Минск, 2017. – С. 33–42.
22. Saladounikava, T. Le passé français de la terre de Vitebsk / T. Saladounikava // La langue française au Bélarus. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. – С. 3–4.
23. Солодовникова, Т. В. Теоретико-методологические основы прагматических и структурно-семантических характеристик дискурса социальной, политической и коммерческой рекламы / Т. В. Солодовникова // Филол. аспект : междунар. науч.-практ. журн. – 2019. – No 1(45). – С. 171–178.
24. Солодовникова, Т. В. «Париж стоит мессы»: от диалога культур к интеграции гуманитарного знания / Т. В. Солодовникова // Феномен родного языка: коммуникативно-лингвистический, социокультурный, философский и социопсихологический аспекты : сб. науч. ст. / Витеб. гос. ун-т ; редкол.: И. П. Зайцева (отв. ред.) [и др.] ; под общ. ред. И. П. Зайцевой. – Витебск, 2019. – С. 19–23.
25. Солодовникова, Т. В. Онтология дискурса коммерческой рекламы в контексте языковой ситуации в Республике Беларусь / Т. В. Солодовникова // Изв. Смолен. гос. ун-та. – 2019. – No 1(45). – С. 197–213. 31. Saladounikava, T. La sémiotique de la résolution des conflits / T. Saladounikava // Французский язык на перекрестке культур: актуальные вопросы и перспективы исследования : сб. ст. / Витеб. гос. ун-т ; сост.: С. В. Николаенко [и др.]. – Витебск, 2019. – С. 29–33.
26. Солодовникова, Т. В. Межкультурные информационные взаимодействия: факторы влияния / Т. В. Солодовникова // Французский язык на перекрестке культур: актуальные вопросы и перспективы исследования : сб. ст. / Витеб. гос. ун-т ; редкол.: М. Л. Дорофеенко, Е. Н. Яковлева-Юрчак, А. С. Булыня. – Витебск, 2020. – Вып. 2. – С. 94–98.
27. Солодовникова, Т. В. Рекламный дискурс как коммуникативная управленческая технология (на материалах рекламной коммуникации Республики Беларусь) / Т. В. Солодовникова // Межкультурная коммуникация и СМИ : сб. науч. ст. / Алтайс. ун-т ; под ред. О. С. Саланиной. ‒ Барнаул, 2020. – С. 65–70.
28. Cолодовникова, Т. В. Структурно-семантические особенности дискурса социальной, политической и коммерческой рекламы в Республике Беларусь / Т. В. Солодовникова, Р. Г. Остапчук // Грани языка: коммуникативно-лингвистический, социокультурный, философский и психологический аспекты : сб. науч. ст. / Витеб. гос. ун-т ; редкол.: И. П. Зайцева (отв. ред.) [и др.] ; под общ. ред. И. П. Зайцевой. – Витебск, 2020. – С. 101–104.
29. Солодовникова, Т. В. Рекламный дискурс в современных медиа-системах / Т. В. Солодовникова // Филол. аспект : междунар. науч.-практ. журн. – 2021. – No 2(70). – С. 84–95.
30. Солодовникова, Т. В. Проблематика перевода рекламного дискурса: интерсемиотический и мультиязычный аспекты / Т. В. Солодовникова, Р. Г. Остапчук // Филол. аспект : междунар. науч.-практ. журн. – 2021. – No 10(78). – С. 99–108.
31. Солодовникова, Т. В. Республика Беларусь в аспекте межкультурного информационного взаимодействия / Т. В. Солодовникова // Филол. аспект : междунар. науч.-практ. журн. – 2021. – No 3(71). – С. 139–146.
32. Солодовникова, Т. В. Архетипы женственности в рекламе брендов Dior, Chanel, Yves Saint Laurent / Т. В. Солодовникова // Французский язык на перекрестке культур: актуальные вопросы и перспективы исследования : сб. ст. / Витеб. гос. ун-т ; сост.: Е. Н. Яковлева-Юрчак, Б. Жюпи. ‒ Витебск, 2021. – С. 17–19.
33. Солодовникова, Т. В. Семантико-прагматические характеристики современной рекламной коммуникации / Т. В. Солодовникова // Язык – Семиотика – Культура : сб. науч. ст. / редкол.: М. Н. Романкевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2021. – С. 199–206.
34. Солодовникова, Т. В. Специфика манипулирования как одного из типов языкового функционирования и речеиспользования в концепции Л. де Соссюра / Т. В. Солодовникова // София : науч.-просветит. журн. ‒ 2021. – No 1. – С. 47–51.
35. Солодовникова, Т. В. Потенциальные риски межкультурных информационных взаимодействий (на примере Республики Беларусь) / Т. В. Солодовникова // THESAURUS : зб. навук. пр. / Магілёўс. ін-т МУС. – Магілёў, 2021. – Вып. VIII «Міжкультурная камунікацыя». ‒ С. 203–209.
36. Солодовникова, Т. В. Из истории возникновения рекламной коммуникации во Франции (Античность – кон. XIX в.) / Т. В. Солодовникова // LА LANGUE FRANÇAISE AU BÉLARUS : Ежегодник Центра франц. яз. и франц. культуры им. Рене Декарта / редкол.: С. В. Николаенко [и др.]. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. – Вып. 3. – С. 41–45.
37. Солодовникова Т. В. Ценностно-ориентированный вектор французской рекламной медиакоммуникации / Т. В. Солодовникова // Французский язык на перекрестке культур: актуальные вопросы и перспективы исследования : сб. ст. / сост. Е. Н. Яковлева-Юрчак [и др.]. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2022. – С. 97–103.
Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Республики Беларусь, и в зарубежных изданиях по иным отраслям науки
38. Солодовникова, Т. В. Феноменологические особенности современного экономического дискурса / Т. В. Солодовникова // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Д. Экон. и юрид. науки. – 2016. – No 14. – С. 40–44.
39. Солодовникова, Т. В. Феноменологическая природа экономического дискурса: попытка теоретико-методологического обобщения / Т. В. Солодовникова // Развитие экономики, политики, социума: состояние, проблемы, перспективы. – 2017. – No 6. – С. 114–118.
40. Солодовникова, Т. В. Ложная аргументация как инструмент экономического дискурса / Т. В. Солодовникова // Экон. исследования и разработки : науч.-исслед. журн. – 2017. – No 2. – С. 125–143.
41. Солодовникова, Т. В. Специфика современного экономического дискурса как категории / Т. В. Солодовникова // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол.: С. Ю. Солодовников (пред. редкол.) [и др.]. – 2017. – No 5. – С. 80–86.
42. Солодовникова, Т. В. Бизнес-переговоры как фактор достижения хозяйственных целей коммерческой организации / Т. В. Солодовникова // Бизнес. Инновации. Экономика : сб. науч. ст. / Ин-т бизнеса и менеджмента технологий БГУ ; редкол.: В. В. Апанасович (пред.) [и др.]. – 2017. – С. 77–82.
43. Солодовникова, Т. В. Подмена оснований в экономическом дискурсе: контекст использования и границы понимания / Т. В. Солодовникова // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол.: С. Ю. Солодовников (пред. редкол.) [и др.]. – 2018. – No 6. – С. 178–184.
44. Солодовникова, Т. В. Инструменты подмены оснований в современном экономическом дискурсе / Т. В. Солодовникова // Право. Психология. Экономика. – 2018. – No 1(9). – С. 43–48.
45. Солодовникова, Т. В. Лингвистическая природа экономического дискурса: сквозь призму подмены оснований / Т. В. Солодовникова // Вестн. Коми респ. акад. гос. службы и управления. Сер. Теория и практика управления. – 2018. – No 20(25). – С. 204–209.
45. Солодовникова, Т. В. Некоторые культурно-идеологические и институциональные аспекты совершенствования новой Концепции национальной безопасности / Т. В. Солодовникова // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол.: С. Ю. Солодовников (пред. редкол.) [и др.]. – 2022. – No 15. – С. 94–99.
Контакты:
г. Минск, ул. Кальварийская, 9, ком. 207;
тел. раб.: +375 17 259 70 07,
+ 375 17 259 70 08 (факс);
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.