заведующий кафедрой медиалогии, кандидат филологических наук, доцент

Образование и преподавательская деятельность
1989 – факультет журналистики Белгосуниверситета, специальность «Журналистика (печатные СМИ)».
2001 – заочная аспирантура БГУ по специальности «Журналистика».
В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.10 Журналистика: «Формирование экономических приоритетов аудитории общественно-политической газеты» (БГУ, научный руководитель – доцент В.П. Воробьёв).
В 2006 г. присвоено ученое звание доцента.
С 1998 года по совместительству, а с сентября 2016 г. на постоянной основе преподает на факультете журналистики БГУ.
С 1 декабря 2016 г. по конкурсу избран заведующим кафедрой теории и методологии журналистики.
С 1 января 2019 г. по 11 февраля 2024 г. – доцент кафедры медиалогии.
С 12 февраля 2024 г. – заведующий кафедрой медиалогии.
Опыт практической журналистской работы
1986-1987 гг. – корреспондент многотиражной газеты НПО «Горизонт»,
1988 г. – диктор радиовещания НПО «Интеграл»,
1989-1990 гг. – корреспондент газеты «Вечерний Минск»,
1990-1995 г. – обозреватель, редактор отдела, заместитель главного редактора минской городской газеты «Добры вечар»,
1995-1996 г. – обозреватель газеты «Белорусский рынок»,
1996-2005 – корреспондент, обозреватель, редактор отдела экономики газеты «Рэспубліка»,
2005-2016 – спец. кореспондент, директор-главный редактор редакции журнала «Вестник Белнефтехима».
Автор 75 научных и более 20 учебно-методических публикаций
Сфера научных интересов: медиаэкономика, информационный рынок и медиасистемы, экономическая проблематика в СМИ и деловая аналитика, экономическая культура, корпоративная и специализированная пресса.
Публикационная активность. Наукометрические показатели
Google Scholar Citations
РИНЦ
Список научных публикаций
Монографии:
1.Воробьев, В.П., Потребин, А.В. Газета и экономические приоритеты аудитории / В.П. Воробьев, А.В. Потребин. – Минск: Изд. центр БГУ, 2003. – 123 с.
2. Данильченко А.В., Якушенко К.В., Потребин А.В. Информационный рынок и единое информационное пространство: мировой контекст и белорусский опыт= Information market and a common information space: the global context and belarusian experience / А. В. Данильченко, К. В. Якушенко, А. В. Потребин. – Минск: БГУ, 2015. – 343 с.
Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. филологических наук.
Формирование экономических приоритетов аудитории общественно-политической газеты: Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.01.10 – Журналистика / А. В. Потребин; науч. рук. В. П. Воробьев; Белорусский государственный университет. – Минск, 2002. –22 с.
Учебно-методический комплекс:
1. Потребин, А.В. Экономика и менеджмент СМИ. Учебно-методический комплекс / А.В. Потребин. – Мн.: БГУ, 2005. – 163 с.
2. Потребин, А.В. Национальная медиасреда Республики Беларусь: электронный учебно-методический комплекс для специальности 1-23 81 08 «Медиакоммуникации» / А. В. Потребин; БГУ, факультет журналистики, каф. технологий коммуникации и связей с общественностью. – Минск: БГУ, 2019. – 49 с. – Библиогр.: с. 46-47.
3. Потребин А. В. Экономика и менеджмент СМИ [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс / А. В. Потребин. – Минск: БГУ, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-985-566-855-9. Объем 2 Мб. (142 с. – Библиогр.: с.138-141).
4. Потребин, А. В. Деловая аналитика. Бизнес-журналистика : учеб.-метод. пособие (с грифом УМО) / А. В. Потребин. – Минск : БГУ, 2023. – 135 с. : ил.
Публикации в рецензируемых научных журналах:
1. Потребин, А.В.Штодзённыя газеты Беларусі: вызначэнне тэматычных прыярытэтаў ў асвятленні эканамічнай праблематыкі // «Веснік Беларус. Ун-та. Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка». № 3. – 2001. – с. 88-91.
2. Потребин А. В. Мониторинги российских медиа в информационном пространстве Республики Беларусь: интерпретация в целях пропаганды // Журнал политических исследований [Электронный ресурс]. – 2019. – Том 3, №3. – С. 69-78.
3. Marina Zagidullina, Natallia Fedotova,Vera Antropova, VasiliiFedorov, Marina Lebedeva, Andrei Patrebin. How is journalism defined in university handbooks? A conceptual analysis of students’ literature, examples of Russia and Belarus / Journalism. 2021-04-16. DOI: 10.1177/14648849211005591.
4. Потребин А. В. Журналистика и медиалогия: институциональные аспекты синтеза наук, изучающих СМИ // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. – 2022. – №1. – С. 12-21.
5. Потребин А.В. Деловая журналистика и деловая аналитика: деятельность, тип медиа, творческий метод / А.В. Потребин // «Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика», 2023, №1. С.10-16. DOI: https://doi.org/10/33581/2788-6638-2023-1-10-16
Публикации в научных сборниках:
1. Экономика редакции и становление медиарынка в Беларуси (тезисы лекции). / Журналісцкая адукацыя. Зборнік навуковых і метадычных работ выкладчыкаў Інстытута журналістыкі БДУ. Вып. 1 (рэдкал.: С.В. Дубовік (адк. рэд.) і інш. – Мінск, 2009. – с.70-73.
2. Отдел экономики в современной газете и социально-экономическая проблематика СМИ Беларуси (тезисы лекции)./ Журналісцкая адукацыя. Зборнік навуковых і метадычных работ выкладчыкаў Інстытута журналістыкі БДУ. Вып. 1 (рэдкал.: С.В. Дубовік (адк. рэд.) і інш. – Мінск, 2009. – с. 74-77.
3. Потребин, А.В. Модернизация региональной медиасистемы Витебской области: печатные издания на пути конвергенции/ А.В. Потребин // Мультимедийная журналистика: сб. научн. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1-2 марта 2018 г. /под общ. ред. В.П. Воробьева. – Минск: изд. центр БГУ, 2018. – С. 158-163.
4. Потребин А. В. Книгоиздательская деятельность медиапредприятия: цели стратегии // Выдавецкая справа ў Рэспубліцы Беларусь: гісторыя, сучасны стан, праблемы і перспектывы: зборнік навуковых артыкулаў / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: В. М. Самусевіч (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БДУ, 2019. – С.190-194.
5. Потребин, А.В. Не мемориал, а актуальное наследие журналиста и ученого / А.В. Потребин // Памяць і слава: Барыс Васільевіч Стральцоў. Да 95-годдзя з дня нараджэння / склад.Н. А. Фядотава; рэдкал.: В. М. Самусевіч (гал. рэд.), Н.А. Фядотава, В.П. Вараб’ёў. – Мінск: БДУ, 2021. – с.165-168.
Статьи в специализированных журналах:
1. Потребин, А.В. «Вестнику Белнефтехима» – 1 год / А.В. Потребин // Вестник Белнефтехима, №4 (15), 2007. – С. 60-63.
2. Потребин, А.В. 10 лет вместе с читателями / А.В. Потребин // Вестник Белнефтехима, №3 (122), 2016. – С. 5-6.
3. Потребин, А.В. СМИ Витебщины: резервы роста / А.В. Потребин // Журналист, № 1-2 (36-37), 2017. – С. 22-23.
4. Потребин, А.В. Информационное пространство. Общая характеристика / А.В. Потребин // Белорусская энциклопедия. 2024. – www.belarusenc.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belarusenc.by/belarus/detail-article.php?ID=4385#h1 – Дата доступа: 08.12.2024. (Статья в энциклопедии)
Тезисы и материалы научных конференций:
1998-2002
1. Негосударственные деловые еженедельники в системе массовой коммуникации в Беларуси // Недзяржаўная журналістыка ў сістэме СМІ Беларусі: Рэсп. навук.-практ. канф., 25 красавіка 1998 г. / БДУ. – Мн., 1998. – С. 24-26.
2. Экономическое сознание читателя ежедневной общественно-политической газеты. // Мадэлі функцыянавання СМІ: Рэсп. навук. канф., 10-12 лістапада 1998 г. / БДУ. – Мн., 1998. – С. 60-63.
3. Воздействие ежедневной прессы на массовое сознание.// Асноўныя тэндэнцыі развіцця сучаснай журналістыкі: Матэрыялы навук.-практ. семінара аспірантаў і суіскальнікаў / БДУ. – Мн., 1999. – С. 57-60.
4. Экономическая проблематика в ежедневных газетах: шкала приоритетных тем. // Журналістыка на парозе ХХІ стагоддзя: вопыт, праблемы, перспектывы. Матэрыялы Міжн. навук.-практ. канф., 16 лістапада 1999 г. – Мн.: Асобны Дах, 1999. – С. 98-100.
5. Приватизация СМИ: опыт соседей и белорусские перспективы. // Журналістыка – 2000: Матэрыялы Міжнар. навук.-практ. канф., 21 лістапада 2000 г. / БДУ. – Мн., 2000. – С. 160-161.
6. Прагматические функции публикаций на экономические темы. // Журналістыка 2001: гістарычны вопыт, сучасная практыка: Матэрыялы навук.-практ. канф. аспірантаў, красавік 2001 г. /БДУ. – Мн., 2001. – С. 32-34.
7. Газета - читатель: совместное осмысление реальности. // Сродкі масавай інфармацыі Беларусі ў дэмакратычным працэсе: Матэрыялы Міжнар. навук. канф., прысвеч. 80-годдзю з дня нараджэння доктара гіст. навук, прафесара Р. В. Булацкага, 3 мая 2001 г. / БДУ. – Мн., 2001. – С. 64-66.
8. От приоритетов издания к приоритетам аудитории // Журналістыка-2001: Матэрыялы 3-й Міжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 80-годдзю БДУ, 27–28 лістапада 2001 г. / БДУ. – Мн., 2001. – С. 193-196.
9. Пресса в условиях трансформации общества: экономические приоритеты аудитории. // Журналістыка-2002: Матэрыялы 4-й Міжнар. навук.-практ. канф., 5–6 снежня 2002 г. Вып. 4. / БДУ. – Мн., 2002. – С. 172-174.
2003-2009
10. Проблемы маркетинга печатных СМИ в Беларуси. // Журналістыка 2003: Матэрыялы Міжнар. навук. практ. канф., 4–5 снежня 2003 г. Вып. 5. / БДУ. – Мн., 2003. – С. 198-200.
11. Потребин, А.В. Газетный маркетинг: от подписной кампании -- к долгосрочной стратегии // Журналістыка-2004: Матэрыялы 6-й Міжнар. навук.-практ. канф., 2–3 снежня 2004 г. Вып. 6 / БДУ. – Мн., 2004. – с. 256-258.
12. Потребин, А.В. Тиражирование модели делового издания: опыт «Dagens industri» // Журналістыка-2006: Тэорыя. Практыка. Творчасць. Матэр. 8-й міжнар. навук.-практ.канф., прысвечанай 85-годдзю БДУ. Вып.8 /Рэдкал. С.В.Дубовік (адк.рэд.) [iiнш.]. – Мінск, 2006. – С. 260-263.
13. Корпоративная и отраслевая пресса: задачи и функции // Журналiстыка-2007: надзенныя праблемы. Перспектывы. Матэр. 9-й Мiжнар. навук.-практ. канф. Вып. 9. Мiнск, 6 снежня 2007 г. / Бел. дзярж. ун-т; рэдкал. С. В. Дубовiк [i iнш]. – Мiнск, 2007. – С. 324-326.
14. «Деловое приложение в общественно-политической газете («Экономическая среда» в газете «Рэспубліка»)» // Журналiстыка – 2008: стан, праблемы, перспектывы. Матэр. 10-й Мiжнар. навукова-практычнай канф. / Рэдкал. С. В. Дубовiк (адк.рэд.) [i iнш.]. -- Вып. 10. – Мiнск: БДУ, 2008. – с. 421-424.
15. Взаимодействие пресс-службы и СМИ разных типов. // Журналiстыка – 2009: стан, праблемы, перспектывы. Матэр. 11-й Мiжнар. навукова-практычнай канф. / Рэдкал. С. В. Дубовiк (адк.рэд.) [i iнш.]. -- Вып. 11. – Мiнск: БДУ, 2009. – с. 428-431.
2010-2016
16. Многотиражная газета как один из вариантов корпоративного СМИ // Журналiстыка-2010: стан, праблемы, перспектывы. Матэр. 12-й Мiжнар. навукова-практычнай канф. / Рэдкал. С. В. Дубовiк (адк.рэд.) [iiнш.]. – Вып. 12. – Мiнск: БДУ, 2010. – с. 275-279.
17. Потребин, А.В. Повышение конкурентоспособности региональных государственных печатных СМИ в Беларуси // Журналістыка-2011: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 13-й Міжнароднай навук.-практ. Канф., прысвеч. 90-годдзю БДУ. 8-9 сн. 2011 г., .Мінск, / Рэдкал. : С.В.Дубовік (адк. рэд.)[i iнш.]. – Вып. 13.– Мінск.: БДУ, 2011. – с.328-332.
18. Поддержание рабочей среды в коллективе медиапредприятия: регулярный менеджмент и информационные технологии. // Журналістыка-2012: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 14-й Міжнароднай навук.-практ. Канф. 6-7 сн. 2012 г., .Мінск, / Рэдкал. : С.В.Дубовік (адк. Рэд.) і інш.. — Вып. 14.—Мінск. : БДУ, 2012. — с.340 - 343.
19. Потребин, А.В. Тематика внешнеэкономической деятельности в отраслевой прессе концерна «Белнефтехим»// «Международная журналистика-2012:современное состояние и направления развития».Материалы Международной научно-практической конференции 17 февр.2012 г. Минск/под ред. Т.Н. Дасаевой; сост. Б.Л.Залесский.– Минск: Изд.центр БГУ, 2012. – 178 с. – с.94-99.
20.Реструктуризация СМИ и их переход на новые бизнес-модели: соответствуя мировым тенденциям. // “Международная журналистика-2013: глобализация и регионализация информационного пространства: материалы второй Междунар. науч.-практ. конф., 20 февр. 2013 г., Минск/ под общ. ред. Т.Н. Дасаевой; сост. Б.Л. Залесский. — Минск: Изд. Центр БГУ, 2013. — с.211 - 219.
21. Потребин, А.В. Корпоративные СМИ сегодня: достоинства для целевой аудитории и процесс социализации// Корпоративная пресса в системе СМИ Республики Беларусь: материалы Респ. научно-практической конф., 1-2 ноября 2013 г.– Минск, 2013.– с. 158-165.
22. Экономика информации и культурные индустрии// «Журналістыка – 2013: стан, праблемы, перспектывы»: материалы 15-й междунар. науч.-практ. конференции, Минск, 5-6 декабря 2013года. / Институт журналистики БГУ. Минск, 2013. – с.346-349.
23. Медиаобъединения и системные проблемы медиабизнеса и журналистики. // «Журналистика-2014» Материалы 16-й международн. научно-практ. конференции, Минск, 4 декабря 2014 г./ Институт журналистики БГУ, 2014. – с. 451-454.
24. Потребин А.В. Зарубежная реклама в специализированном журнале как результат учета специфики ВЭД отрасли (на примере журнала «Вестник Белнефтехима») // «Международная журналистика-2015». Материалы 4-й Международной научно-практической конференции, .. февраля 2015 г. Минск, / под общ. ред Т.Н.Дасаевой; сост.Б.Л. Залесский. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2015. – с. 297-302.
25. Потребин, А.В. Особенности информации как товара и медиапотребление / А.В. Потребин //Журналістыка-2015: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 17-й Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 12-13 ліст. 2015 г. / рэдкал. : С.В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. – Вып. 17. – Мінск: БДУ, 2015. – С.386-388.
26. Потребин, А.В. Влияние конвергенции на бизнес-процессы в СМИ / А.В. Потребин // Філасофія нацыянальнай медыяпрасторы (да 110-годдзя выхаду газет «Наша доля» і «Наша ніва»): матэрыялы Рэспубл. навук.-практ. канф., 21 кастр. 2016 г., Мінск. – Мінск: БДУ, 2016. – С.113-116.
2017-2018
27. Потребин, А.В. Белорусско-балтийский участок экономического пояса Шелкового пути на страницах журнала «Вестник Белнефтехима» /А.В.Потребин // Международная журналистика-2017: идея интеграции интеграций и медиа: материалы Междунар. Науч.-практ.конф., Минск, 16 февраля 2017 г. /сост. Б.Л.Залесский; под общ. Ред. Т.Н. Дасаевой. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. – С. 220-224.
28. Потребин. А.В. Социальная роль корпоративных СМИ в современной медиасистеме: специализация и аутсорсинг / А.В. Потребин // Корпоративная пресса в условиях конвергенции СМИ и глобализации информационного пространства: материалы круглого стола, Минск. 16 марта 2017 г. / редкол.: С.В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. – с. 85-89.
29. Потребин, А.В. Медиапространство и медиасистема, информационное пространство и информационный рынок /А.В. Потребин // Сучасная медыясфера: практыка трансфармацыі, тэарэтычнае асэнсаване, інстытуцыянальныя перспектывы: матерыялы І Міжнар. Навук.-практ. канферэнцыі, Мінск, 30 сак. 2017 г./ рэдкал.: С.В. Дубовік (адк.рэд.)[і інш.]. – Мінск: выд. Цэнтр БДУ, 2017. – С.200-208.
30. Потребин, А.В. Роль дифференцирования изданий в медиаобъединении для повышения устойчивости медиасистемы / А.В. Потребин // Медиапространство Беларуси: история и современность (к 100-летию газеты «Звязда» и 90-летию газеты «Советская Белоруссия») : материалы Международной научно-практической конференции, г. Минск, 20 октября 2017 г. / БГУ, Институт журналистики; редкол.: С. В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. – С. 153-155.
31. Потребин, А.В. Информационный товар в условиях глобализации и цифровой революции/ А.В. Потребин// Международная журналистика-2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа: материалы Межднар. науч.-практ.конф., Минск, 15 февр.2018 г. /сост. Б.Л.Залесский; под общ. ред.Т.Н. Дасаевой. – Минск: изд. центр БГУ, 2018. – С. 222-227.
32. Потребин, А.В. Стимулирование креативных и аналитических навыков студентов при изучении дисциплины «Маркетинговые коммуникации» / А.В. Потребин//Корпоративные стратегические коммуникации: новые тренды в профессиональной деятельности: материалы Второй Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 февр. 2018 г. / Белорус. Гос. ун-т; редкол.: И.В. Сидорская (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2018. – с.55-58.
33. Потребин, А.В. Потенциал медиа как инструмента формирования экономической культуры общества/А.В.Потребин// Журналістыка -2018: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 20-й Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 15-16 ліст. 2018 г. / рэдкал.: В. М. Самусевіч (адк. рэд.) [i інш.]. – Мінск : БДУ, 2018. – с.40-43.
2019
34. Потребин А. В. О соотношении понятий «медиасистема» и «информационное пространство» // «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия»: сб. мат. междунар. научн.-практ. конф. - М.: Фак. журн. МГУ, 2019. – С. 461-463.
35. Потребин, А.В. Трансформация бизнес-модели региональных СМИ: прибыльность, окупаемость, госзаказ вместо дотаций /А.В. Потребин //Региональные СМИ Республики Беларусь в цифровую эпоху: состояние, проблемы и перспективы: материалы республиканской научно-практической конференции, Минск, 12 февраля 2019 г. / – Минск: БГУ, 2019. – с.200 - 203.
36. Потребин, А.В. Единое информационное пространство ЕАЭС: проблемы и направления формирования /А.В. Потребин // Международная журналистика – 2019: евразийско-атлантическое партнерство и медиа: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21 февр. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Б. Л. Залесский (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2019. – с.235-243.
37. Потребин. А.В. Структурная трансформация печатных СМИ: вызовы конвергенции /А.В. Потребин //Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия: сборник научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1 марта 2019 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: О. М. Самусевич (отв. ред.) [и др.]; под общ. ред. Н. А. Федотовой. – Минск : БГУ, 2019. – С. 39-43.
38. Потребин А. В. Междисциплинарные аспекты исследования творческого метода деловой аналитики/ А.В. Потребин // Слова ў кантэксце часу: матэрыялы IV Міжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 90-годдзю з дня нараджэння д-ра філал. навук праф. А. І. Наркевіча, Мінск, 14–15 сак. 2019 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: В. М. Самусевіч (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БДУ, 2019. – С. 288-291.
39. Потребин А. В. Российские СМИ в информационном пространстве Республики Беларусь // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. науч. форума (18–19 апреля 2019 г.) / отв. ред. В. В. Васильева. В 2-х томах. Т. 1. – СПбГУ, 2019. – С.74-75.
40. Потребин А. В. Экономическая культура в редакционно-издательской организации // Скориновские чтения – 2019: современные тенденции развития издательского дела: материалы IV Междунар. форума, посвященного Году малой родины и 20-летию кафедры редакционно-издательских технологий БГТУ, 24–25 сент. 2019 г. / под ред. В. И. Куликовича, О. В. Шахаб. – С. 158-161.
41. Потребин, А.В. Книгоиздательская деятельность медиапредприятия: цели стратегии // Выдавецкая справа ў Рэспубліцы Беларусь: гісторыя, сучасны стан, праблемы і перспектывы : зборнік навуковых артыкулаў / Беларус. дзярж. ун-т ; рэдкал. : В. М. Самусевіч (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск : БДУ, 2019. – С.190-194.
42. Потребин, А.В. Информация в цифровой экономике и институциональный подход к изучению журналистики / А.В. Потребин // Материалы XХІ Международной научн.-практ. конф. «Журналистика-2019: состояние, проблемы, перспективы», посвященной 75-летию факультета журналистики. Минск, 14-15 ноября 2019 г. – Минск. БГУ, 2019. – С. 75-79.
2020-2021
43. Потребин А.В. Деловые газеты Белоруссии: стратегии перехода в интернет. Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар.науч.-практ. конф. – М.: Фак. журн. МГУ, 2020. С. 554-556.
44. Потребин А. В. Окупаемость региональной газеты как финансовая база эффективной медиатизации // Рэгіянальныя СМІ Рэспублікі Беларусь у лічбавую эпоху: ад лакальнай праблематыкі да інфармацыйнай бяспекі дзяржавы : матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф., Мінск, 5 мая. 2020 г. / Беларус. дзярж. ун-т ; рэдкал.: В. М. Самусевіч (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск : БДУ, 2020. – С.247-251.
45. Потребин, А.В. Журналистика: институт, имеющий значение / А.В. Потребин // Материалы международной научн.-практ. конф. «Корпоративные стратегические коммуникации: тренды в профессиональной деятельности», Минск. 8-9 октября 2020 г. / Минск: БГУ, 2020. – с. 32-36.
46. Потребин А.В. Значение журналистики как института для формирования экономической культуры /А.В. Потребин//Медиа в современном мире. 59-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (9–12 ноября 2020 г.) / отв. ред. В. В. Васильева. В 2-х т. Т. 1. – СПбГУ. 2020. – с. 82-84.
47. Потребин А.В. Журналистика и система СМИ. Институциональные основы / А.В. Потребин // Журналістыка -2020: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 22-й Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 12-13 ліст. 2020 г. / рэдкал.: В. М. Самусевіч (адк. рэд.) [i інш.]. – Мінск : БДУ, 2020. – с. 63-67.
48. Потребин А.В. Цифровая и рыночная трансформация медиасистемы Белоруссии / А.В. Потребин // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. – М.: Фак. журн. МГУ, 2021. – с. 138-140.
49. Потребин, А. В. Сообщения об экономике в Telegram-каналах: между фактом и мнением // Журналистика – Медиалогия – Наставничество [Электронный ресурс] : материалы Междунар. науч.¬практ. конф., посвящ. 95¬летию проф. Б. В. Стрельцова и 100¬летию Белорус. гос. ун¬та, Минск, 1 марта 2021 г. / Белорус. гос. ун¬т; под общ. ред. Н. А. Федотовой; редкол.: О. М. Самусевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2021. – 1 электрон. опт. диск (СD¬ROM). – С.188-194.
50. Потребин А.В. Местная пресса и задачи экономического развития региона (на примере газет Витебской области) / А.В. Потребин // Региональные СМИ Республики Беларусь в цифровую эпоху: от локальной проблематики к обеспечению информационной безопасности государства. Материалы 3-й Республиканской научно-практической конференции, Минск, 24 июня 2021 г. / Белорус. гос. ун¬т ; редкол.: О. М. Самусевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2021.
2022
51. Потребин А. В. Экономический контент в СМИ Белоруссии: в плену «политического письма» // Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. – М.: Фак. журн. МГУ, 2022. – С. 64-65.
52. Потребин А.В. Трансформируя реальность: экономический контент в политическом конфликте / А.В. Потребин // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (21–22 апреля 2022 г.) / отв. ред. А. А. Малышев. В 2 т. Т. 2. – СПб.: Медиапапир, 2022. – с.180-181.
53. Потребин А.В. Медиа промышленного предприятия как проводник корпоративной культуры / А.В. Потребин // Корпоративные медиа в процессе реализации государственной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 2 июня 2022 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: О. М. Самусевич (гл. ред.) [и др.]. –Минск : БГУ, 2022. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-985-881-277-5. – с. 120-123.
54. Потребин А. В. Код эффективной коммуникации. Зачем деловому медиа видеоконтент // Аудиовизуальные медиа в эпоху интернета и информационных войн: от традиций к инновациям [Электронный ресурс]: материалы междунар. научн.-практ. конф., Минск, 21-22 сентября 2022 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: О. М. Самусевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2022. – С. 271-274.
2023
55. Потребин А.В. Медиапотребление и цифровое неравенство в Республике Беларусь /А.В. Потребин // Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия: сб. Мат. Междунар. Науч.-практ. конф. – М.: Фак. Журн. МГУ, 2023. – c. 43-44.
56. Потребин А.В. Аналитический контент как основа деловой журналистики / А.В. Потребин // Журналистика – медиалогия – наставничество [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Б. В. Стрельцова, Минск, 1 марта 2023 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Е. Р. Хмель (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2023. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – С. 192-195.
57. Потребин А.В. / Коммуникационный капитал белорусских деловых СМИ в социальной и политической коммуникации: на пути к информационной экосистеме / А.В. Потребин // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (28 июня – 1 июля 2023 г.) / отв. ред. А. А. Малышев. В 2 т. Т. 2. — СПб.: Медиапапир, 2023. – С. 251-253.
58. Потребин А.В. Креативные индустрии на промышленных объектах: положительный эффект для корпоративной коммуникации и городской среды / А.В. Потребин // Корпоративные стратегические коммуникации: тренды в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию со дня рождения В. Р. Вашкевича, Минск, 5–6 окт., 2023 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: А. В. Беляев (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2023. С.185-189.
59. Потребин А.В. Тональность и модальность в медиатекстах об экономике: достоверность содержания и возможность воздействия / А.В. Потребин // «Журналистика-2023: состояние, проблемы, перспективы» [Электронный ресурс]: материалы 25-й междунар. научн.-практ. конф., Минск, 23 ноября 2023 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: А. В. Беляев (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2023. – с. 77-82.
2024-2025
60. Потребин А.В. От интерпретации до развлечения. Значение инфографики для визуализации контента в экономической журналистике / А.В. Потребин // «Журналистика в цифровую эпоху: технологии и методология творчества» [Электронный ресурс]: материалы междунар. научн.-практ. конф., Минск, 25 апреля 2024 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: А. В. Беляев (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2024. – с. 386-390.
61. Потребин, А.В. Конвенция автора и аудитории: информационные жанры в современных медиа / А.В. Потребин // Журналістыка – 2024: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 26-й Міжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 80-годдзю фак. журналістыкі Беларус. дзярж. ун-та, Мінск, 14–15 лістап. 2024 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: А.В. Бяляеў (гал. рэд.) [i iнш.]. – Мінск: БДУ, 2024. – С.97-100.
62. Потребин А.В. Белорусский медиабизнес: новые платформы и обновление медиаландшафта // Журналистика в 2024 году: творчество, профессия, индустрия: сб. Мат. Междунар. Науч.-практ. конф. – М.: Фак. Журн. МГУ, 2025. – c. 165-166.
Отчеты о НИР и НИОКТР:
1. Потребин А.В. (в соавторстве – Федотова Н.А., Дроздов Д.Н., Степанов В.А. и др.). Анализ контента средств массовой информации для оценки восприятия политики Национального банка Республики Беларусь: отчет о научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе (заключительный). Рег. № НИОКТР 20213780 / БГУ; научный руководитель Н. А. Федотова. – Минск : БГУ, 2022.
2. Медиасистема Республики Беларусь в условиях медиатизации и дигитализации современного общества: отчет о научно-исследовательской работе (заключительный). Рег. № НИР 20180334/ БГУ; научный руководитель А. В. Потребин. – Минск : БГУ. 2022.
Учебно-методические материалы, учебные программы (после 2020 г.):
1. Потребин, А. В. Бизнес-моделирование: Учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальности 1-23 80 05 Журналистика. № УД-8887/уч. Минск, 2020. – 16 с.
2. Учебный план №Е26-102/УП по специальности 1-26 80-04 Менеджмент (профилизация Управление медиапроектами) 2-й ступени высшего образования – магистратура (совместно с экономическим ф-том БГУ). 2020. (Участие в группе разработчиков).
3. Учебный план №Е24и-124/УП по специальности 1-23 80 05 Журналистика (профилизация Новые медиа) для иностранных обучающихся 2-й ступени высшего образования – магистратура. 2020. (Участие в группе разработчиков).
4. Потребин, А. В., Степанов.В.А. Программа вступительных испытаний для поступающих на II ступень ВО (магистратура), Специальность 1-23 80 05 Журналистика (профилизация Медиаменеджмент), зарег. 29.01.2021 №128-ВМ. Минск, 2020. – 12 с.
5. Маркетинговые коммуникации: учебная программа для специальности I ступени ВО 1-23 01 07 Информация и коммуникация, зарег. 02.07.2020 №УД-8886/уч. Минск, 2020. – 24 с.
6. Потребин, А. В., Степанов.В.А. Программа вступительных испытаний для поступающих на II ступень ВО (магистратура), специальность 1-23 80 05 Журналистика, зарег. 31.01.2022 №146-ВМ. Минск, 2022. – 13 с.
7. Потребин, А. В., Степанов.В.А. Программа вступительных испытаний при поступлении для получения углубленного высшего образования. Специальность 7-06 0321-01 Журналистика. Утверждена 31 января 2023 г., рег. №238-ВМ. Минск, 2023. – 14 с.
8. Потребин, А. В., Степанов.В.А. Программа вступительных экзаменов при поступлении для получения углубленного высшего образования (магистратура). Специальность 7-06 0321-01 Журналистика. Рег.№ 281-ВМ. Минск, 2024. – 14 с.
9. Научно-исследовательский семинар: Учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальности 7-06-0321-01 Журналистика. Рег. № УД-1221/м. Минск, 2023. – 29 с.
10. Экономические механизмы медиаиндустрии: Учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальности 7-06-0321-01 Журналистика (журналистика и медиатехнологии). Рег. № УД-1310/м. Минск, 2023. – 26 с.
11. Экономика и менеджмент медиасферы: Учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальности 7-06-0321-01 Журналистика (новые медиа). Рег. № УД-1309/м. Минск, 2023. – 25 с.
12. Медиаэкономика: Учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 08 Журналистика (по направлениям). Рег. № УД-12953/уч. Минск, 2023. – 27с.
13. Бизнес-журналистика: Учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 08 Журналистика (по направлениям). Рег. № УД-12952/уч. Минск, 2024. – 23с.
Контакты:
г. Минск, ул. Кальварийская, 9, комн. 317
тел. рабочий: +375-17-259-70-26
E-Mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.