Студент – человек занятой. Смотрите сами: нужно читать книги, готовиться к семинарам, писать курсовые и много чего еще. Да только зачем это делать, если можно заняться другими, куда более интересными делами. Проверить ленту в соцсетях, например. Или сходить прогуляться с друзьями. Или серию любимого сериала посмотреть. А потом еще одну. И еще. Как, уже вечер? Ну ничего, сделаю все завтра.

И так во всем. Мы откладываем все насущные дела ради чего-нибудь несущественного или даже полностью бесполезного. А все важное и требующее от нас концентрации и сил настойчиво откладываем в долгий ящик как раз до того момента, когда дедлайн уже прямо перед носом, и делать все приходится в последний момент. Из-за этого страдаем не только мы сами, но и качество того, что нам надо сделать.

Ученые уже давно выяснили, что подобное поведение называется сложным словом «прокрастинация». Это «склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам». Простыми словами, прокрастинация – это попытка избежать какой-то работы, даже с полным осознанием плачевных последствий такого решения.

Причем прокрастинация грозит не только очевидными последствиями из-за невыполнения того или иного задания. То, что поначалу можно списать на несобранность или банальную лень, в будущем может перерасти в большую проблему для человека. Во-первых, мы начинаем получать негативные отзывы на выполненную в последний момент работу, а это может очень сильно ударить по самооценке. Во-вторых, у прокрастинатора появляется настойчивое чувство вины за то, что он так долго откладывал все на потом. И, в-третьих, такое поведение со временем превращается в замкнутый круг: мы откладываем все на последний момент – качество работы падает – появляется чувство вины и стыда – мотивация падает ниже плинтуса – мы снова откладываем все на последний момент… И так далее.

jb8Wixo5jic

Так в чем же причины такого состояния, и как с этим бороться? Мы решили проконсультироваться с опытным психологом.

Андрей Максименко, организатор молодежного центра «Ступени»:

– Что касается причин, в зависимости от школ психологии их могут называть много, мне больше нравятся две основные. Первая кроется в детско-родительских отношениях, когда ребенку не давали права на ошибку и не поощряли его успехи, в том числе сравнивая его с другими детьми.Тогда у ребенка формируется предвзятое отношение к собственным способностям. Он думает: «Лучше я не буду делать ничего, чем начну и снова потерплю неудачу». Такая формулировка со временем может усугубиться еще больше.

Вторая причина связана с нашей животной сущностью, с подкреплением поведения и стремлением к удовольствию. То есть сидеть и ничего не делать – это легко и хорошо. Идти и работать – трудно и плохо.

Что с этим делать? Мне кажется, самый действенный способ – это деление задачи. Человек не хочет браться за дело, потому что масштабирует конечную цель, которая обычна кажется ему огромной и невыполнимой. Например, выучить 100 билетов за неделю – это тяжело и муторно. Но вот если сузить акцент (сегодня надо выучить всего 10 билетов), то по частям задача уже не будет пугать, да и времени понадобится гораздо меньше.

Еще в борьбе с прокрастинацией хорошо помогают люди, которые будут поддерживать тебя и хвалить за проделанную работу. Если такого под рукой нет, то придумай себе четкую систему поощрений и не отходи от нее. Выучил 10 билетов за сегодня – вечером посмотрел любимый сериал. С таким подходом и дел будет становиться меньше, и твой обычный набор удовольствий тоже останется.

Егор Ермоченок, Максим Гологутский