0

Заходят как-то гном, разбойница и боевой священник в трактир… Это не завязка странного анекдота, а вполне реальная ситуация в мире настольных ролевых игр. Пока полмира активно играет в «Подземелья и драконы», «Мир тьмы» или «Киберпанк 2020», в наших широтах это направление преступно недооценено. И очень зря.

Настольная ролевая игра – подвид настольных игр, в которых каждый игрок должен придумать и отыграть собственного персонажа. От ролевых игр живого действия это отличается тем, что тебе не приходится шить себе костюм эльфа и днями бегать по лесу. А от обычных настольных игр – вышеуказанным отыгрышем, сложными правилами и присутствием так называемого «гейм-мастера». ГМ – это тот, кто придумывает приключение, в которое попадают игроки, описывает им окружение и регулирует выполнение правил игры. По сути гейм-мастера можно сравнить с книжным «рассказчиком», который вещает за кадром и руководит развитием истории.

Начать играть в настольные ролевые игры может любой, вне зависимости от возраста и социального статуса. И хотя в глазах общественности это больше похоже на детскую забаву, на самом деле все не так просто. Такие игры очень сильно различаются по стилистике и поднимаемым темам: начиная от светлого фэнтези в духе «Властелина колец» и заканчивая мрачными картинами недалекого будущего. Ролевых систем так много, что каждый заинтересованный может найти себе что-нибудь по вкусу. А главное, что потребуется от игрока, – это живая фантазия и желание на несколько часов почувствовать себя кем-то другим, будь то легендарным воином или могущественным колдуном.

1

Набор для самой игры довольно небольшой, но с несколькими оговорками. Для начала понадобится купить (что почти невозможно в наших краях) или скачать в интернете книгу правил из выбранного сеттинга. Их есть целое множество, со всякими дополнениями и расширениями, но для комфортной игры хватит и базовых правил. После надо найти подходящие кубики: обычно это не простые шестигранники, а что-то более экзотичное, вроде десяти- или даже двадцатигранников. Потом распечатать пару листов для персонажей, куда записываются все характеристики и способности, и готово! Можно смело садиться играть.

2

А вот от этих штук будет зависеть очень многое в игре: и сила удара мечом, и способность заболтать несговорчивого купца, и, в принципе, все остальное.

Правда, для начала придется еще придумать приключение. Этим занимается гейм-мастер, и у него полностью развязаны руки. Кому-то нравятся большие сражения с толпами врагов, другим – медленные и вдумчивые игровые расследования, но чаще всего все это чередуется. Придумать приключение – это как написать небольшую книгу в жанре фэнтези, со своими персонажами, злодеями, сюжетными поворотами и вызовами для игроков. Ну а если вам совсем не хочется воссоздавать целую историю, то можно взять уже готовый сценарий из книги правил, там их в достатке.

Остается главный вопрос: зачем человеку начинать в это играть? С таким вопросом мы обратились непосредственно к игрокам.

Егор Ермоченок, в прошлом играл за человека-крысолова, а сейчас и сам проводит приключения:

3

– Настольными ролевыми играми интересовался уже давно, но никак не мог собрать себе компанию для игры. Все решил случай: когда работал в небольшой компании, мой редактор однажды предложил коллективу поучаствовать в «ролевке». В итоге он стал гейм-мастером, а мы приняли на себя роль разношерстных приключенцев.

Я с самого первого раза проникся игровым миром. За основу мы взяли систему WarhammerFantasy – смесь реальной средневековой Европы и мрачного фэнтези, где люди совместно с эльфами и гномами находятся в постоянном состоянии войны с силами Хаоса.

После того, как я уволился с той работы, игра сама собой затихла. Мне было обидно, потому что в голове были большие планы на игрового персонажа. И тогда мой редактор, он же наш гейм-мастер, предложил мне самому провести игру. Я подумал: «А почему бы и нет?». Нашел игроков среди своего окружения, объяснил им правила и придумал первое приключение.

Вести игры гораздо сложнее, чем самому играть, зато у тебя есть полный контроль над тем, что именно ты хочешь показать своим игрокам, какие темы поднять во время игры. Такой подход обязывает основательно готовиться перед каждой игрой, зато дарит огромное удовольствие от того, как игроки реагируют на происходящее, а после игры наперебой делятся впечатлениями.

Максим Гологутский, играет за гнома, связанного кровной клятвой:

4

– Я не был фанатом настольных игр до момента, как наткнулся на ролевую игру по одной из моих любимых вселенных — вселенной «Мира тьмы». Не так давно ко мне в руки попал толстенный сборник правил для ведущего. В голове появилась идея сформировать «отряд» желающих сыграть под моим началом, так что я начал усиленно штудировать книгу, изучая тонкости создания персонажей, проведения вымышленных боёв и, канонического для таких игр, броска многогранного кубика — главного божества любого ролевика. Через месяц чтения ключевого рулбука и множества советов от бывалых игроков на тематических форумах, я, как мне казалось, был готов провести самую незабываемую кампанию в жизни любого человека, осмелившегося сыграть со мной, но судьба распорядилась моим вдохновением несколько иначе.

Оказалось, что практически каждый человек из круга моих друзей и знакомых либо слишком скучен, чтобы позволить себе узнать что-то новое в спектре доступных развлечений, либо занят архиважными делами, такими как учёба, работа или глажка шнурков. Один-единственный человек, которому я написал практически последним (от него я в последнюю очередь ожидал эмоциональной отдачи), с радостью согласился встретиться и провести ознакомительную игру. Однако она так и не состоялась в силу недостаточного количества игроков, а их нужно минимум 2 (ведущий не учитывается).

Но не успел я расстроиться, как выяснилось, что мой верный друг и товарищ, единственный человек, которому я забыл предложить игру, сам является ведущим, но в другой игровой вселенной. Он и предложил мне отыграть персонажа в его компании, на что я моментально согласился. Чтобы понять масштаб моего счастья, – ведущим может стать человек, который сможет осилить несколько сотен страниц правил, с самыми разнообразными механиками боёв, социального взаимодействия игроков с окружающим миром и так далее. А ещё вселенная, за которую отвечает Егор, масштабнее той, которую теперь курирую я.

Может быть, мой рассказ несколько озадачил читателя, заставил задать себе вопрос: а подхожу ли я для такого? Однозначно подходите. Я уверен, что каждый человек, жаждущий окунуться в любую из множества доступных игровых вселенных, получит незабываемые ощущения. Всё зависит от воображения членов партии, собравшихся вместе. Все правила в ролевых играх – это рекомендация и не более. Начинающим игрокам будет удобнее пользоваться устоявшимися за годы механиками, но каждый ведущий является кузнецом своей игры, что при должном старании превратит каждое ваше путешествие в уникальный, запоминающийся опыт.

Вера Качанова, грабит дилижансы и создает всем проблемы:

5

– Выбора знать или не знать о мире Warhammer у меня особо не было: Егор просто приходил и часами рассказывал о приключениях, в которых успел побывать во время игр в настолку с друзьями. Сначала я втянулась как слушатель историй и битв из различных партий. А когда Егор начал создавать свою компанию, решила, что пора и мне пуститься в приключение, и попросилась в игру.

Мой персонаж (к слову это разбойница) – главный создатель проблем для всех участников игры. Попасть в бой, который можно было избежать? Пожалуйста! Завести всю команду в незнакомый город и попасть под арест? Легко! Но меня пока не выгнали, и на том спасибо. На самом деле, именно эти повороты и завораживают в игре: ты попадаешь в неизведанный и полный подвохов мир, сам продумываешь историю своего персонажа, на ее основании решаешь, как поступить в определенной ситуации, и понимаешь, что каждое твое действие приведет к неминуемым последствиям. Это история, которая создается воображением нескольких игроков в маленькой комнате, но захватывает на долгое время обсуждений, негодований и шуток. Так что присоединяйтесь!