Мы решили поэкспериментировать и создать новый проект «20 вопросов выпускнику журфака». В нем мы зададим 20 одинаковых вопросов бывшим студентам факультета журналистики, которые работают по специальности. Что у нас получилось – читайте в материале.

Первым собеседником стала Екатерина Верниковская, редактор отдела молодежи и общественных организаций регионального издания «Пухавiцкiя навiны». Екатерина училась на факультете журналистики с 2010 по 2015 год. Кроме журналистики девушка любит путешествовать и читать книги, которые не прочитала в рамках зарубежной литературы.

Верник. 8

1. Как давно Вы закончили журфак? Какие впечатления при слове «факультет журналистики» у вас возникают?

– Журфак я закончила в 2015 году. При слове «факультет журналистики» возникают только приятные ассоциации. Во время моей учебы это был еще Институт журналистики. Я не представляю себя студенткой другого факультета. Ни разу не пожалела, что поступила именно на журфак. То, с чем я всегда буду ассоциировать факультет, – это станция метро «Фрунзенская» и кафедра стилистики и литературного редактирования.

2. Сколько лет Вы работаете по специальности?

– По специальности я работаю практически 4 года. В августе 2015-го пришла в редакцию газеты «Пухавiцкiя навiны».

3. Как сказал Конфуций, «даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Скажите, что для журналиста является достоинством, а что – недостатком?

– Думаю, главные достоинства журналиста – это всесторонняя развитость, начитанность, владение разными темами. Он должен хорошо ориентироваться в ситуации и быстро включиться в тему разговора. А главный недостаток – это наглость. Есть понятие «журналистская наглость» и «наглость человеческая». И между ними очень тонкая грань. А еще мне кажется, что журналист не должен задавать вопросы, которые вызывают у собеседника неприятные воспоминания. Все мы – люди. Я при работе всегда ставлю себя на место респондента и думаю, как бы я отреагировала на вопрос.

4. Как пригодились знания, полученные на журфаке? Когда вы пришли работать в редакцию, насколько изученная теория соответствовала практике?

– Знания, несомненно, пригодились. Конечно, все познается на практике, где мы учимся писать.

Можно окончить журфак и не научиться писать заметки, хотя конкретно таких случаев я не знаю. Уверена, что те, кто хотел чему-то научиться на журфаке, – научились. Я, например, пришла в редакцию с достаточно хорошим уровнем подготовки в плане редакторских и корректорских знаний. Коллеги без проблем разбирали все мои правки, поэтому заминок в работе не возникало.

5. Назовите плюсы и минусы учебы на факультете журналистики.

– На журфаке есть возможность попробовать себя в разных сферах, познакомиться с нужными людьми, которые могут дать дельный совет. А минусов я не нашла, потому что целенаправленно шла на этот факультет. В другом месте я бы учиться не хотела.

6. Какие преподаватели запомнились? Чем?

– Больше всего запомнились преподаватели кафедры, которую я окончила. С ностальгией вспоминаю пары Сергея Викторовича Зеленко. Он учил нас редактированию. На его занятия всегда хотелось приходить, даже если они стояли последними в расписании. Ходили абсолютно все. Кроме знаний по редактированию он давал много жизненных советов и рассказывал интересные истории из своей практики. Еще хочется сказать про Альбину Ришардовну Хромченко. Она вела «Современный белорусский язык» и «Основы творческой деятельности редактора». Что такое «ассимиляция» я запомнила на всю жизнь. В список любимых преподавателей можно добавить Ольгу Александровну Горбач и Ольгу Ивановну Десюкевич.

Верник.4

7. Расскажите смешную историю со времен учебы на журфаке.

– Смешных историй было довольно много, и связаны они с моей группой. Как-то после окончания практики у нас было торжественное собрание в актовом зале. Пришли студенты всех курсов. Моя одногруппница выступала с отчетом. Было примерно 10 утра. Она становится за кафедру и начинает выступление с фразы «Добрый вечер». Ее слова сорвали большие овации, было очень смешно. Как мы потом выяснили, Света всю ночь не спала и думала, что уже наступил вечер. С тех пор мы прозвали ее «Светлана – Добрый вечер» и до сих пор это вспоминаем. Она не обиделась, восприняла все с юмором.

Много историй связано с нашими посиделками вне учебы. Все вспоминаем с большим удовольствием.

8. С какими проблемами сталкивались (пересдачи, недопуски, пропуски и т. д.)?

– С проблемами по учебе особо не сталкивалась. Старалась учить и не любила хвосты. Но, конечно, пересдачи зачета по зарубежной литературе избежать не удалось. За эти пересдачи не стыдно, потому что на них всегда было очень много людей. Кто учился на журфаке, меня поймет. Все в конце концов заканчивалось хорошо.

9. Вспомните какие-нибудь моменты, за которые потом было стыдно (списывали, опаздывали, обманывали).

– Списывать я не умела. Но, когда все-таки была возможность, я ее не упускала. На 3 курсе мы сдавали белорусскую литературу Татьяне Николаевне Дасаевой. Ее ожидания от нашей группы далеко не оправдались, и она практически всех отправляла подготовиться за дверь. Когда я вытянула свой билет, то поняла, что не смогу его ответить. И она неожиданно у меня спрашивает: «Какую оценку вам поставить? Какую скажете, такую и поставлю». Я примерно посчитала, что для хорошей стипендии мне нужно минимум 7 баллов. Сейчас понимаю, что оценка была незаслуженная. За этот случай очень стыдно.

10. Какой был любимый предмет? Какой нелюбимый? Почему?

– Любимым предметом было «Редактирование». Мне очень нравились преподаватели нашей кафедры. Не любила социологию, экономическую теорию и логику. Ничего личного к преподавателям, просто это абсолютно не мои предметы.

11. Если бы сейчас пошли учиться, выбрали бы журфак?

– Да, без всяких сомнений пошла бы поступать на факультет журналистики снова.

12. Расскажите про себя-первокурсницу. Что изменилось, а что осталось прежним?

– Когда вспоминаю себя на первом курсе, замечаю колоссальные перемены. И это касается не только внешнего вида. Будучи первокурсницей, я всегда переживала, боялась, что меня вызовут. Понимала, что университет – это очень серьезно. Сейчас понимаю, что где-то переживала чересчур, можно было лишний час отдохнуть и сделать все на свежую голову. Но время назад не вернешь, и себя не изменишь. Хотя сейчас подхожу рационально к решению различных вопросов. Главное – правильно расставлять приоритеты. Чтобы этому научиться, мне как раз помог журфак.

13. С кем из однокурсников вы поддерживаете отношения?

– Так вышло, что со многими однокурсниками начали ближе общаться, когда уже закончили журфак. Мы стали пересекаться на разных мероприятиях. Если в университете не сильно придавали значение, что учимся в одном месте, то сейчас, когда встретимся, вспоминаем учебу на факультете. Лучше всего я общаюсь со своими одногруппницами. Нас было всего 11 человек – маленькая девичья семья. В группе были одни девчонки, но тем не менее мы научились мирно жить, помогали, поддерживали друг друга. Мне, правда, очень повезло учиться именно с ними, потому что все были открытыми, приветливыми и веселыми. Журфак подарил мне очень надежных подруг.

Верник. 5

14. Какие у вас были планы на первом курсе, и совпали ли они в конечном итоге с карьерой? Какие студенты прославили Ваш курс? Назовите их фамилии.

– На первом курсе у меня был план стать журналистом, работать по специальности. Все, что у меня есть сейчас в работе, – совпало с ожиданиями. Я работаю в редакции газеты. Общаюсь с людьми, которые идут со мной на контакт, что очень приятно. Многие даже узнают. За 4 года работы я, можно сказать, сделала себе имя. Люди знают, кто я и на какие темы пишу. Иногда сами звонят и приглашают.

Со мной на курсе училось много талантливых ребят. Возможно, я не знаю обо всех, но из тех, с кем поддерживаю отношения, могу назвать Любу Касперович, Павла Горбача, Светлану Василевскую, Пашу Гордейчика. Еще вспомнила Ксению Борисенко, она училась на инфокоме. Слежу за ее активной деятельностью в Instagram. В любом случае все, кто хотел достичь успеха, достигли.

15. Все студенты сильно экономят на еде, проезде, развлечениях. Расскажите, как и на чем приходилось экономить вам?

– Я не могу сказать, что мне приходилось в чем-то себя ограничивать. Мне повезло в том плане, что с конца первого курса я жила у своей тети в Минске. Она заботилась обо мне, часто покупала продукты. Поэтому у меня не было необходимости экономить. Я каждую неделю ездила домой к родителям. Поэтому мое студенчество не связано с какими-то жесткими ограничениями.

16. Если бы вы писали книгу воспоминаний о журфаке, как бы она называлась? Почему?

– Я бы точно связала ее со своей группой. А вообще, заголовки у меня рождаются либо моментально, либо путем очень долгих раздумий. Поэтому название для книги я бы придумала после того, как ее написала.

17. Если бы вы писали учебник о журналистике, как бы он назывался и о чем был?

– Это было бы что-то мотивационное. О том, что нужно постоянно самосовершенствоваться и верить в себя. Если не получилось с первого раза, то получится со второго. С названием, опять-таки, сложновато. Вот написала бы, поставила точку, и название пришло само собой.

Dthybr 3

18. Вспомните свой первый журналистский текст. О чем он был? Какими своими текстами Вы гордитесь?

– Свой первый текст я написала в 9-м классе. Он был о работе туристического кружка в нашей школе. Когда его напечатали в газете, – сколько было радости! Это был переломный момент, после которого я поверила в себя. Поняла, что хочу и смогу стать журналистом. Горжусь текстами, на которые получала положительные отзывы. Когда люди благодарили по телефону либо при встрече на улице. Именно поэтому больше всего люблю писать о людях. Мне нравится общаться с ними, учиться чему-то. Кстати, недавно заметила, что все мои любимые тексты подписаны не псевдонимами, а настоящей фамилией.

19. У вас был кумир в журналистике? Кому вы стремились подражать?

– Конкретного кумира в журналистике у меня не было. Я читала газеты, смотрела, как пишутся тексты, каким должен быть лид, как заинтриговать читателя. Но конкретного журналиста, за творчеством которого я следила, не было.

20. Есть известный анекдот: «Профессор спрашивает: «Вы боитесь моих вопросов?» Студент: «Нет, я боюсь своих ответов». Какие анекдоты о студентах были популярны в ваше время (стихотворения, высказывания и т. д.)?

– Мне кажется, тема, над которой вечно будут шутить, – это отношения между студентами и преподавателем. Иногда на последних парах один преподаватель приходил и, шутя, говорил: «Я так надеялся, что вы не придете и я пойду домой». Просто преподавателям иногда тоже хочется прогулять пару, как и студентам.

Материал подготовила Екатерина Груша