Такое музыкальное направление, как рэп, пришедшее из совершенно другой культуры, на удивление хорошо прижилось в русскоязычной молодежной среде. Студенты охотно слушают песни любимых исполнителей, обсуждают рэп-баттлы, набирающие миллионы просмотров в интернете. Сегодняшний дискуссионный клуб второкурсников посвящен запретной теме, имеющей в основе дилемму: насколько допустимо использование ненормативной лексики в современной культуре?

Раиса Ивановна: – Русский язык в университете на нашем курсе преподавала легендарная Ангелина Александровна Руденко. Мы изучали нормативную лексику и ненормативную, преподаватель всегда приводила примеры для закрепления материала в наших головах. Единственный раз, когда этого не произошло, был как раз пример с нецензурной бранью. Вот ни единого примера! Так что осваивать материал пришлось самим. (Смеется). Скажите, в современной молодежной культуре рэперов насколько это распространено? Можно ли изучать данную тему на примере их текстов?

photo 2019 05 26 23 14 55

Вероника Жуковская: – Чаще всего мат используется в рэпе. И не именно в песнях, а в баттл-рэпе. Суть этих баттлов заключается в унижении оппонента. Они могут говорить очень грязные вещи друг о друге во время раундов, но в жизни быть лучшими друзьями. В них рэперы стараются показать мастерство своего слова. И мат здесь является частью игры.

Анастасия Басалай: – Да и не только в рэпе. Есть действительно хорошие песни. Например, лидер всеми любимой группы «Ленинград» часто употребляет нецензурную брань, и звучит это достаточно органично.

– Скажите, а каких рэперов вы слушаете и почему?

Тимофей Горянин: – Я слушаю BoulevardDepo – простого парня из Уфы. Мне очень нравится его слог и метафоры, которые он использует в своих треках. Его читка, биты, музыкальная составляющая – все это импонирует мне. Он читает про вещи, которые всем понятны, и не пытается «накричать» на слушателя, что определённо играет музыканту на руку.

Наталья Грибко: – Я не могу сказать, почему рэп сейчас так распространён, потому что сама им не увлекаюсь. Возможно, это выражение какого-то внутреннего бунта. Иногда и у меня, конечно, может что-то промелькнуть на Яндекс.Радио, например, Тимати недавно был. Вообще песни, где много матов, я не люблю, разве что когда очень плохое настроение.

Я больше вообще слушаю танцевальную музыку. Сама занимаюсь танцами, поэтому мне нравится музыка, от которой ты не можешь не танцевать. То есть у меня это происходит так: прихожу домой уставшая, думаю, как доползти до постели, а тут включаю музыку и танцую, удивляясь, откуда вообще взялась энергия. Музыка мне больше нужна как раз для бодрости. Даже если в песне нет глубокого смысла, но она заставляет меня двигаться, мне этого будет достаточно. А в рэп надо вслушаться, чтобы хотя бы понять смысл. Есть и рэп, под который ты не можешь устоять, но мне как-то редко такое попадалось.

Вероника Жуковская: – Сейчас рэп очень распространён среди молодёжи, потому что он может быть разным. Некоторые рэперы пишут лирические треки о любви, свободе, Родине, другие же что-то высмеивают, а третьи пытаются затронуть социально важные вещи, чтобы донести какие-то проблемы общества до молодых людей.

photo 2019 05 26 23 14 53

– Получается, что рэпер должен быть «бедным и голодным», чтобы его интересно было слушать? Я правильно понимаю? Что влияет на интерес к тому или иному исполнителю?

Татьяна Базылева: – Мне не нравятся рэперы с однообразным текстом. Например, Тимати, всё его творчество построено на женщинах и деньгах, нет никакого развития. Поэтому часто складывается впечатление, что за его словами ничего нет, что он пустышка. Мне гораздо интереснее слушать нашего соотечественника Макса Коржа, потому что в песнях он рассказывает свою историю, пытается посвятить в свои мысли и ценности. Это действительно интересно.

Ульяна Кабелко: – Я очень люблю рэпера Хаски. В его треках очень сильна текстовая составляющая. Хоть сам исполнитель говорит, что он текстоцентричен, но музыкальная составляющая нисколечко не уступает. В его треках часто поднимаются социальные проблемы, проблемы самоосознания. Особенно люблю песню «Поэма о Родине», где автор признается в любви своему родному городу Улан-Удэ.

Татьяна Базылева: – Сейчас рэп является настолько важным пластом музыкальной культуры, что я не удивлюсь, если мой ребёнок будет писать дипломную работу о нём! Тексты раскладывают на составляющие, подробно изучают, пишут статьи об этом.

Виктория Вайницкая: – Мне кажется, мат может присутствовать в речи, но его должно быть совсем немного. Он не красит речь. Некоторым идет ругаться матом, курить и пить, а мне это вообще не подходит, потому что я очень маленькая. Будет создаваться впечатление, будто я взяла мамины туфли и пошла в них гулять.

Наталья Грибко: – Мне кажется, что ругаться можно в определённых ситуациях, когда тебя довели, тогда это помогает кратко выразить свои мысли и эмоции. Я иногда ругаюсь дома, когда никого нет. Называется, нужно выпустить пар. Не хочется срываться в обществе. А потом – пришла, поругалась, где-то вещи пошвыряла – и всё хорошо. Возможно, сдержанные люди будут ещё похлеще в этом плане. Но людей, которые используют маты через слово, чисто для связки мыслей, я не понимаю. Мне было бы неприятно с такими общаться. Всё-таки должен быть у человека определённый уровень культуры и уважения к другим.

Анастасия Басалай: – Мне кажется, мат может быть уместен в некоторых ситуациях. Он может вообще не резать слух и восприниматься, как обычные слова. Но, если же начинают материться слово, через слово, в какой-то нейтральной ситуации, то это выглядит не очень.

Раиса Ивановна: – Меня интересует допустимость использования мата в современной культуре. Я бы не смогла слушать песню, которая состоит из нецензурной брани, это отталкивает.

Ульяна Кабелко, Татьяна Базылева, Наталья Грибко, Тимофей Горянин