После получения двоек, незачета или провального экзамена в стенах журфака можно услышать слезы и разговоры, что лучше бы было онлайн-обучение, чем вот это все. Просидеть в очереди 2 часа, выслушать, что ничего не знаешь, и понять, что преподаватель тоже может быть субъективен. Но все ли так объективно и привлекательно будет, если настанет эпоха интернет-образования? Это и является темой для обсуждения в очередном дискуссионном клубе.

Раиса Ивановна: – Считаете ли вы, что от того, нравится преподаватель или нет, зависит отношение студента к этому предмету?

Вайницкая Виктория:

– У меня получается так, если мне нравится преподаватель, то я буду всеми силами стараться понравиться ему: учить предмет, изучать еще больше информации, чтобы задавать вопросы. Неважно, пусть даже предмет мне совсем неинтересен, если нравится преподаватель. Но так только добиваюсь своей цели, начинаю медленно угасать. Такая проблема у меня не только в университете, пытаюсь понравиться многим людям, которые старше меня, возможно, вижу в них какой-то авторитет. Мне нравится Ваша энергетика, поэтому готова учить предмет и тратить на это время.

Базылева Татьяна:

– У меня случается такое, что если мне не нравится преподаватель, то я просто могу не ходить к нему не только на лекции, но и на семинары. Это зависит не только от того, что он не понравился мне, но и от ауры страха студентов вокруг него. Были преподаватели, перед лекциями которых меня могло трясти, не говоря уже о семинарах. Но если преподаватель ведет занятия так, что может расположить к себе: объясняет трудные вещи простым языком, старается рассказать какую-то историю, чтобы материал ассоциировался с ней, обязательно буду ходить к нему и учить материал вне зависимости от сложности предмета.

 

Раиса Ивановна: – Если в будущем появится полная возможность выбрать дистанционное обучение или дневное обучение «оффлайн», что бы вы выбрали?

Вайницкая Виктория:

– Я не сторонник дистанционного образования, часто прихожу в университет за эмоциями, послушать истории преподавателей, пообщаться. И несмотря на

очевидное преимущество в виде индивидуального темпа образования, такой подход может подойти только для дисциплинированных и очень мотивированных студентов. Когда мы уставшие приходим с работы, меньше всего хотим задумываться о лекциях и заданиях – слишком поздно, слишком устали, другие планы на вечер. А если ты влюбилась и пришла после свидания, то какое уж тут домашнее задание? Мне не будет хватать преподавателей, ограниченное время на общение с однокурсниками тоже не радует. И как следствие ― меньше ответов на волнующие вопросы, меньше дополнительной информации и практических советов. Мне нравится, что на парах по социальной проблематике Вы рассказываете реальные истории из жизни, постоянно спрашиваете наше мнение и общаетесь с нами. Очень мало преподавателей, которым интересно мнение студентов. А еще недостаток практики: все занятия будут скорее в виде лекций, чем практикума. Ты можешь узнать обо всем, но совершенно не понимать, как эти знания применить в своей жизни или работе. Да и на журфаке мне поэтому нравятся три предмета: «Проблематика интернет-СМИ», «Основы творческой деятельности журналиста» и «Выпуск интернет-газеты», потому что там мы пишем темы и обсуждаем их.

Базылева Татьяна:

– Я поддерживаю Вику и считаю, что занятия в стенах университета более глубоко позволяют проникнуть в материал и лучше его запомнить. Безусловно, дистанционно тебе никто не мешает учить и разбираться в материале. Однако ты не чувствуешь связи с преподавателем и не знаешь, в каком учебнике написан материал более простым языком. Да, у тебя будет висеть список литературы, но прочесть его весь по всем предметам – это сверхъестественно. Проще, когда преподаватель рассказывает тебе это на лекции, ты можешь попросить его пояснить что-то. Также есть такие предметы, где необходимо больше оттачивать свое мастерство практическими занятиями, где нужно будет услышать не только замечания преподавателя, но и аудитории.

Раиса Ивановна: – Считаете ли вы, что сейчас в дополнение к традиционным методам образования (книги, конспекты) следует добавлять что-то современное, например, интернет-курсы, вебинары?

Вайницкая Виктория:

– В современный век, в век технологий и прогресса, интернет-курсов не избежать. И дают они меньше воды и больше практических знаний, к сожалению, в универе далеко не всегда так. Я – за возможность обучаться с помощью интернета, много прохожу интернет-курсов. Самый первый был по отношениям и любви к себе, однако, предпочитаю брать тариф ВИП, чтобы

получать обратную связь и брать больше навыков. Все остальные были уже в профессиональной деятельности. Покупаю различные вебинары, если мне интересна тема и личность, которая их читает.

Базылева Татьяна:

– Считаю, что интернет-курсы помогают боле детально и продуктивно разобрать те аспекты жизни, которые тебе важны сейчас. Там собраны максимально много практических примеров и советов, которые уже кто-то проверял на себе. Мой первый интернет-курс помог успешно подготовиться к ЦТ по русскому языку.

Раиса Ивановна: – Как должно, на ваш взгляд, выглядеть образование будущего?

Вайницкая Виктория:

– Такое стремительное развитие техники уже в ближайшие несколько лет полностью переформатирует систему образования. Появится массовое онлайн-обучение, где не нужно присутствовать в аудитории. Достаточно лишь иметь гаджет и доступ ко всемирной паутине. В связи с этим отпадет необходимость в преподавателях-людях. На смену придут работы, которые будут четко следовать заданной системе. Также ученые говорят об индивидуальной системе образования. Преподавателям очень сложно равноценно уделять внимание каждому ученику. Ведь все совершенно разные, и это физически невозможно. Поэтому исследователи предлагают использовать компьютерные технологии, которые позволят построить систему образования индивидуально для каждого ученика. Лично мое видение образования будущего двоякое. С одной стороны, современный мир требует компьютеризации, ведь это удобно. А, с другой, — ни один робот не заменит живого общения между людьми. И это является настоящей проблемой.

Базылева Татьяна:

– Считаю, что Вика права, и вскоре преподавателей смогут заменить роботы, здания университетов опустеют, а взамен придет онлайн-обучение. Отношение к этому тоже складывается двоякое. С одной стороны, будет экономиться огромное количество времени, и не нужно будет сидеть часами на скучных лекциях, а вместо этого можно будет уже начать что-то учить или заниматься тем, что интересно тебе. Но, с другой стороны, не будет новых эмоций, знакомств или таких организаций как Студсоюз. То есть перестанет существовать множество мероприятий в стенах университета, которые дают должное развитие творческому началу студентов.

Раиса Ивановна: – Считаете ли вы объективной оценку знаний в тестовой форме?

Виктория Вайницкая:

– Я согласна с тем, что тест – это самая объективная оценка знаний. Если ты не нравишься преподавателю или у него плохое настроение, он никак не сможет повлиять на оценку. Нет предвзятого отношения, все наравне.

Базылева Татьяна:

– Тест действительно является самой объективной оценкой. У тебя есть материал, по которому ты заведомо знаешь, что будет тест. Тут все зависит только от тебя: сколько выучил – на ту оценку и написал.

Раиса Ивановна: – На ваш взгляд, нужно ли полноценно, довольно жестко, критиковать творческие, именно журналистские задания, выполненные студентом: как на занятиях в стенах университета, так и на практике?

Вайницкая Виктория:

– Мне не особо понравилась моя практика на Lady.tut.by. Я была готова выкладываться на 100 %, но кроме заданий ничего не получала. Не было никакой обратной связи, мои материалы выкладывали на сайт и все. А где обучение? В kyky.org Настя Рогатко дает мне обратную связь, объясняет ошибки, учит – для меня это очень ценно на стадии обучения.

Базылева Татьяна:

– Не считаю, что на практике тебе полноценно должны объяснять все ошибки. У работающих журналистов нет на это времени. Каждую минуту нужно куда-то ехать, что-то писать, с кем-то разговаривать. А объяснять, что не так с 18-ым предложением в лиде и почему это вовсе не лид, никто не будет. Хочешь узнать, что здесь не так, – берешь похожий материал с новостного сайта, сравниваешь со своим сданным материалом и тем, который вышел после правок. Когда проанализируешь сам, то четко запомнишь на всю жизнь, как стоит писать, а как – нет.

Базылева Татьяна, Вайницкая Виктория

Фото из личного архива авторов

Вверх