Одна из самых больших ценностей, которые имеет человек, собирая по крупицам в течение всей жизни, -- это знание. Не девальвируемая временем величина.

Становление педагога происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии: для успеха недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении, здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.

Для оттачивания таких умений и знаний 23-24 апреля в стенах факультета журналистики прошел семинар для молодых преподавателей.

На открытии семинара с приветственным словом выступила Наталья Александровна Федотова, заместитель председателя учебно-методической комиссии факультета журналистики БГУ, заведующая кафедрой медиалогии: «Идея делиться опытом с молодыми преподавателями возникла достаточно недавно и получила свою реализацию благодаря совместной работе учебно-методической комиссии и Совета молодых ученых факультета.. Почему сегодня молодым коллегам важно услышать рекомендации со стороны методистов, педагогов-психологов насчет работы в аудитории? Нужно понимать, что сегодня большое внимание уделяется инновационным методам работы. Здесь обязательно нужны примеры тех, кто впереди; тех, кто умеет сочетать методические требования с требованиями нового времени. Программа, предложенная организаторами, поможет максимально эффективно выстраивать свою работу молодым преподавателям».

Федотова

Темой первой лекции, которую провела профессор Ольга Леонидовна Жук, заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ, стала «Стратегии активного и коллективного обучения в образовательном процессе университета».

Жук

В самом начале лекции Ольга Леонидовна обозначила 3 главных вопроса: 1) Главные тренды и вызовы цивилизационного развития. Каким должно быть образование в цифровую эпоху; 2) Активные формы и методы обучения. Коллективные способы обучения. Выбор форм и методов обучения; 3) Взаимосвязь традиционных и активных методов обучения. При каких условиях традиционные методы обучения трансформируются в активные формы и методы обучения?

Образование в условиях цифровой революции должно быть вариативным, инклюзивным и смешанным. В образовательном процессе необходимо использовать искусственный интеллект, 3D-симуляторы, виртуальную реальность. Используя такие инструменты в своей работе, можно перейти к активным формам и методам преподавания, таким как игровые технологии, лабораторный практикум, дискуссия и другие. Активные формы в учебном процессе являются одним из способов педагогического взаимодействия со студентами. Метод проектов позволяет находить решение проблемы, предлагая студентам вести самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность, которая выполняется в течение определенного промежутка времени. Для достижения результата студентам необходимо самостоятельно мыслить, находить решения проблемы, привлекая знания и методы исследования из разных областей науки.

Участие студентов в активных формах и методах обучения позволяет им выработать собственные оценки и суждения по научным проблемам, принимать ответственные решения, проводить исследования и эксперименты. Это способствует получению разнообразного опыта и развитию компетенций.

Лекция прошла в дружеской обстановке: молодые преподаватели задали вопросы, ответы на которые помогут им в работе непосредственно в аудитории.

Среди других тем, рассматриваемых в течение двух дней семинара, были: «Тайм-менеджмент в работе молодого преподавателя» (И. Д. Воюш, доцент кафедры медиалогии факультета журналистики БГУ, кандидат филологических наук, доцент); «Интерактивы для аудитории: как разнообразить обучение» (А. А. Науменко, ст. преподаватель кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью факультета журналистики БГУ, магистр филологических наук); «Конструктивные стратегии педагогического общения» (Т. С. Афанасьева, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ, кандидат педагогических наук).

Завершающим этапом семинара стал тренинг «Как работать с учебными группами разных возрастов» (Ю. Г. Яцкевич, педагог-психолог 2 категории психологической службы БГУ).

Базылева Татьяна

Фото из личного архива автора