Государственный экзамен – это одна из составных частей итоговой аттестации студентов перед получением диплома. В этом году на факультете журналистики БГУ пересмотрен порядок его проведения. При этом существенные изменения внесены не были: корректировки коснулись только структуры и содержания самих вопросов. Несколько изменился формат заданий: они стали более практикоориентированными.

«Как и ранее, на экзамене студента попросят ответить на вопросы, касающиеся профессиональной деятельности журналиста и работы СМИ. Однако сейчас будет недостаточно просто рассказать выученный материал. Следует продемонстрировать владение теми или иными журналистскими навыками, свои профессиональные компетенции. Это позволит действительно оценить не то, что студент знает, а что он умеет как журналист», – прокомментировал новшества заместитель декана по учебной работе и образовательным инновациям факультета журналистики БГУ, кандидат филологических наук, доцент Владимир Степанов.

С этого года экзамен будет разделён на три блока вопросов:

1. Творческое портфолио. Здесь студент должен рассказать, какие у него есть практические достижения. Билет включает вопросы, касающиеся его публикаций (материалы в журналах и газетах, в онлайн-изданиях, сюжеты в теле- и радиоэфире и т. д.). Учитывается всё то, что студент написал за четыре года учёбы на факультете. Выпускнику необходимо будет выбрать несколько своих публикаций и рассказать, почему они, на его взгляд, получились удачными, провести их всесторонний анализ.

2. Стилистический и редакторский анализ медиатекста. Это всё та же дисциплина «Язык и стиль СМК» («Язык и стиль средств массовой коммуникации»), но в новом формате. Комиссия попросит студента устно проанализировать конкретный текст по ряду параметров. Выпускник должен, например, оценить стилистическую составляющую текста, его логическую и грамматическую структуры, лексическое наполнение, морфологическую стратификацию, синтаксическое разнообразие и т. д. В конце выпускник или предлагает лучший вариант текста, или объясняет, почему корректировки не нужны.

«Ценность информации, которую выпускник почерпнул из учебников или узнал от преподавателей, определяется главным критерием – тем, насколько ее можно применить для решения профессиональных задач», – объясняет Владимир Степанов.

3. Теория и практика работы СМИ. Этот блок вопросов по специальности. Он остаётся без изменений и предполагает классическую схему «вопрос – ответ».

О том, как теперь будут выглядеть билеты, что в них появится нового и на что стоит обратить внимание будущим журналистам при подготовке к экзаменам, рассказали заместитель декана факультета по учебной работе и образовательным инновациям, заведующие и преподаватели выпускающих кафедр.

Степанов Владимир Андреевич,заместитель декана по учебной работе и образовательным инновациям, кандидат филологических наук, доцент:

Stepanov

– Так как экзамены будут традиционно проходить в мае, у студентов есть достаточно времени на подготовку. Преподаватели выпускающих кафедр приложат к этому все усилия. Тот, кто в течение четырёх лет обучения усердно занимался, активно сотрудничал со СМИ, – например, делал публикации, снимал сюжеты, проводил различные мероприятия, – тому беспокоиться нечего. У таких студентов, как правило, основательное, «пухлое» портфолио, которое всегда по достоинству оценивается комиссией.

Іўчанкаў Віктар Іванавіч, загадчык кафедры медыялінгвістыкі і рэдагавання, доктар філалагічных навук, прафесар:

Ivch

– Раней у экзамены былі ўключаны тэарэтычныя пытанні па дысцыпліне “Мова і стыль сродкаў масавай камунікацыі”. Аднак такі падыход не зусім апраўдаў сябе. Кафедрай было прынята рашэнне замяніць тэарэтычныя пытанні на заданне эўрыстычнага тыпу, калі студэнт павінен прадэманстраваць экзаменацыйнай камісіі вынік сваёй працы, выдаць, так бы мовіць, інтэлектуальны прадукт. Выпускніку прапаноўваецца для рэдактарскага і стылістычнага аналізу медыятэкст, які трэба будзе ахарактарызаваць паводле прынцыпу спалучэння стандарту і экспрэсіі (наяўнасць моўных клішэ і адметных аўтарскіх канструкцый), захавання цэласнасці тэксту. Неабходна вызначыць адпаведнасць загалоўка лагічнаму закону тоеснасці ў адносінах да тэксту, апісаць граматычную структуру загалоўка, адзначыць наяўнасць інтэртэкстуальных элементаў, паразважаць наконт іх правамернага або неправамернага ўключэння ў тэкст і магчымасці расшыфроўкі чытачом. Прадугледжваецца аналіз кампазіцыі тэксту, а таксама трэба будзе адзначыць праявы індывідуальна-аўтарскага стылю журналіста. А сюды можна аднесці выкарыстанне займеннікаў я і мы, дзеясловаў 1-й асобы, мадальных слоў, рытарычных фігур, трапеічных сродкаў і іншых. У заключэнні студэнт падводзіць вынік аналізу, прапануе (калі трэба) карэкціроўку асобных тэкставых фрагментаў з пункту гледжання рэдактарскага аналізу.

Кемліваму студэнту (ды і не зусім J) параіў бы ўважліва паглядзець саму схему. Ён там абавязкова ўбачыць адказы! Толькі трэба спраектаваць іх на прапанаваны тэкст. І ўсё атрымаецца!

Саенкова Людмила Петровна, заведующая кафедрой литературно-художественной критики, кандидат филологических наук, доцент:

Saenkova

– С каждым годом итоговые экзамены становятся всё более значимыми. Мне бы хотелось, чтобы на них больше учитывалось и ценилось наличие творческой составляющей у студента. Как и ранее, комиссия будет оценивать его творческое портфолио. Я считаю это важным компонентом экзамена: как для студента, который должен достойно и профессионально представить свои творческие наработки, так и для госкомиссии, которая должна внимательно познакомиться со всеми составляющими творческого опыта дипломника.

Всегда государственные экзамены на нашем факультете проходили в спокойной и абсолютно доброжелательной атмосфере. Оценка – важная составляющая на экзамене, но это еще не самый главный критерий в оценивании профессиональных качеств. Полагаю, каждый отвечающий сам чувствует степень своей готовности быть в профессии. Экзамен – лишь небольшой промежуточный этап на пути к профессиональному росту. К этому надо подходить спокойно и философски.

Федотова Наталья Александровна, заведующая кафедрой медиалогии, кандидат филологических наук, доцент:

Fedotova

– В этом году направления специальности «Журналистика (менеджмент СМИ)» и «Журналистика (веб-журналистика)» будут сдавать ГОСэкзамен по новой форме. Раньше билеты состояли из двух блоков: «Язык и стиль СМИ» и вопросы по дисциплинам специальности, в общей сложности – 120 вопросов. Предполагается, что сейчас ГОСэкзамен больше будет направлен на решение практических задач. Так, первой его частью станет защита творческого портфолио – избранных, лучших публикаций студента за время учебы. Вторая часть – стилистический и редакторский анализ медиатекста. И третья – ответ на вопрос по дисциплинам специальности.

Думаю, в этом году как никогда важно прийти на обзорные лекции и максимально прояснить все, что касается изменений в процедуре экзамена. Узнать, что комиссия ГЭК будет от вас ожидать во время защиты портфолио, какие примерные задания будут даны для анализа медиатекста, как

обновился список литературы для подготовки. Уверена, это здорово облегчит вашу задачу – успешно сдать ГОСэкзамен.

Воюш Инга Дмитриевна, доцент кафедры медиалогии, кандидат филологических наук, доцент:

Voush

– Поскольку скорректировались объёмные блоки информации, студентам будет проще сдавать экзамены: больше нет необходимости учить наизусть некоторые вопросы. Но это не значит, что к ним не нужно готовиться. Советую не надеяться на то, что вы когда-то учили конспект по этим же дисциплинам и без труда вспомните материал. Из-за волнения этого может не произойти, и вы рискуете оказаться в очень неловкой ситуации перед преподавателями.

Всегда чётко структурируйте ответ. Для гуманитария – это полдела. Даже если вы упустите какой-то фрагмент, комиссии все равно будет понятно, что вы разбираетесь в теме.

Ну и по новым требованиям важно рассказать о том, где можно применить знания по специальности. Например, менеджеры должны уметь разбираться в организации работы редакции и управлении редакционным коллективом.

Лущинская Ольга Владимировна, заведующая кафедрой международной журналистики, кандидат педагогических наук, доцент:

Luschinskaya

– Первый вопрос остаётся в виде портфолио, которое студент готовит за время обучения. Собирать можно все материалы: учебные, выполненные для занятий, профессиональные, данные студенту работодателем, а также и материалы, которые были сделаны до поступления в университет. Второй вопрос представляет собой несколько блоков вопросов по международной журналистике, которые можно найти в свободном доступе, чтобы студенты заранее могли с ними ознакомиться. В третьем блоке студентов ждёт стилистический анализ текста. Этот раздел для выпускников готовят специалисты кафедры медиалингвистики и редактирования. Анализ будет проводиться по определённой схеме, с которой также можно ознакомиться, она находится в свободном доступе.

При подготовке к экзаменам стоит заострить своё внимание на последних двух блоках, а особенно на втором блоке вопросов, так как это задание представляет собой проверку знаний – в теоретической части – за всё время обучения. Значительно облегчить жизнь может серьёзное отношение к учёбе весь срок обучения. У студентов, которые не прогуливают пары, зачастую есть подробные конспекты, благодаря которым длительность процесса подготовки существенно снизится, а также в целом более глубокие знания по курсам.

Харитонова Светлана Вячеславовна, заведующая кафедрой периодической печати и веб-журналистики, кандидат филологических наук, доцент:

har

-- Студенты специальности «Журналистика (печатные СМИ)» на ГОСэкзамене будут выполнять эвристическое задание по оценке собственных творческих портфолио. Охарактеризовать учебные публикации за время учебы им помогут предложенные нами критерии -- разнообразие жанровой палитры; авторское «я» в журналистском тексте и творческая индивидуальность автора; тематический диапазон и фактическая основа материала.

Представив себя в роли работодателя, студент попытается оценить свои творческие работы по 10-балльной шкале. Выберет три из них, которые получили наименьшее количество баллов и три материала, которые считает лучшими.

Благодаря присутствию личностной составляющей в задании, а также обоснованию выбора той или иной оценки, студенты получат представление о своих творческих достижениях и возможность посмотреть с другого ракурса на собственные профессиональные компетенции.

Яна Васькова, Илья Кедич, Максим Гологутский