БАСОВА Анна Ивановна, декан факультета повышения квалификации и переподготовки Института журналистики БГУ, кандидат филологических наук, доцент

Образование: Белорусский государственный университет, специальность «Белорусский и русский язык и литература», квалификация – филолог, преподаватель белорусского и русского языка и литературы

Какие курсы читает:

«Межкультурная коммуникация в журналистике», "Невербальная коммуникация в средствах массовой информации", "Речевая коммуникация", "Культура речи", "Культура речи журналиста", "Язык и стиль средств массовой коммуникации".

Сферы науки, в которых работает и может выступать в качестве эксперта, оппонента: междисциплинарные исследования в областях «лингвистика – культурная антропология», «межкультурная коммуникация», «лингвистика – семиотика», «теория коммуникации», «коммуникативная лингвистика».

Тема кандидатской диссертации, год и место защиты, фамилия научного руководителя: «Окказиональные слова в современной белорусской художественной речи», 1982 г., БГУ, научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Лев Михайлович Шакун.

Публикационная активность, наукометрические показатели в Google Scholar Citations

Общее количество научных публикаций: свыше 200.

Монографии и учебные пособия:

1. Русско-белорусский словарь. – Минск: Сучаснае слова,, 2000 (2-е изд. – 2001 г., 3-е изд. – 2003 г.). – 480 с. (в соавт.);

2. Weißrussisch-deutsches Wörterbuch (1. Auflage). –Jena, 2000. – 100 с.;

3. Святло слова: Дапаможнік па лінгвакультуралогіі. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2002. – 144 с. (в соавт.);

4. Weißrussisch-deutsches Wörterbuch (2. Auflage). –Jena, 2002. – 92 с.;

5. Deutsch-weißrussischer Sprachführer (1. Auflage). –Jena, 2003. – 104 с.;

6. Deutsch-weißrussischer Sprachführer. Teil 1: Grammatik / Gesprächsbuch. – Jena, 2004. – 196 с.;

7. Deutsch-weißrussischer Sprachführer. Teil 2: Wörterbücher / Gesprächsbuch. – Jena, 2004. – 184 с.;

8. Беларуска-рускі слоўнік. – Мінск: Сучаснае слова, 2004. – 448 с. (в соавт.);

9. Курсавыя працы па стылістыцы: вучэбна-метадычны дапаможнік для студэнтаў факультэта журналістыкі. – Мінск, 2010. – 48 с.;

10. Адукацыя праз усё жыццё // Інфармацыйны бюлетэнь факультэта павышэння кваліфікацыі і перападрыхтоўкі Інстытута журналістыкі Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. – Мінск, 2014. – 46 с.

11. Слова – тэкст – камунікацыя (з электронным дадаткам): вучэбна-метадычны дапаможнік.– Мінск: БДУ, 2014. – 128 с. (в соавт.);

12. Русский язык как иностранный (с электронным приложением): учебно- методическое пособие / под ред. А.И. Басовой. – Минск: БГУ, 2014. – 119 с. (в соавт.);

13. Міжкультурная камунікацыя (з электронным дадаткам): вучэбна-метадычны дапаможнік.– Мінск: БДУ, 2015. – 246 с.;

14.Русский язык как иностранный: теория и практика преподавания: хрестоматия (с электронным приложением). – Минск: БГУ, 2015. – 500 с. (в соавт.).

Автореферат кандидатской диссертации

1. Окказиональные слова в современной белорусской художественной речи // Авторефераткандидатской диссертации– Минск, 1981. – 24 с.

Образовательные стандарты, учебные программы

1. Перападрыхтоўка кіруючых работнікаў і спецыялістаў, якія маюць вышэйшую адукацыю. Спецыяльнасць: 1–23 01 74 Літаратурна-мастацкая творчасць. Кваліфікацыя: Спецыяліст па літаратурнай рабоце // Адукацыйны стандарт. – Мінск: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2012. – 17 с.;

2. Перападрыхтоўка кіруючых работнікаў і спецыялістаў, якія маюць вышэйшую адукацыю. Спецыяльнасць: 1–23 02 74 Камунікацыя ў сферы грамадскіх сувязей. Кваліфікацыя: Спецыялістпакамунікацыі ў сферы грамадскіх сувязей// Адукацыйны стандарт.– Мінск: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2012. – 17 с.;

3. Перападрыхтоўка кіруючых работнікаў і спецыялістаў, якія маюць вышэйшую адукацыю. Спецыяльнасць: 1–23 01 80 Спартыўная журналістыка. Кваліфікацыя: Спартыўны журналіст// Адукацыйны стандарт.– Мінск: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2014. – 17 с.;

4. Перападрыхтоўка кіруючых работнікаў і спецыялістаў, якія маюць вышэйшую адукацыю. Спецыяльнасць: 1–23 01 73 Сродкі масавай інфармацыі. Кваліфікацыя: Журналіст // Адукацыйны стандарт. – Мінск: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2015. – 17 с.;

5. Перападрыхтоўка кіруючых работнікаў і спецыялістаў, якія маюць вышэйшую адукацыю. Спецыяльнасць: 1–23 01 78 Фотажурналістыка. Кваліфікацыя: Фотажурналіст// Адукацыйны стандарт.– Мінск: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2015. – 17 с.

6. Перападрыхтоўка кіруючых работнікаў і спецыялістаў, якія маюць вышэйшую адукацыю. Спецыяльнасць: 1–23 09 79 Інтэрнэт-журналістыка. Кваліфікацыя: Інтэрнэт-журналіст // Адукацыйны стандарт.– Мінск: Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2014. – 12 с.

7. Невербальная камунікацыя ў міжкультурных зносінах: праграма спецкурса для студэнтаў факультэта журналістыкі. – Мінск, 2007. – 14 с.;

8. Сучасная беларуская мова: вучэбная праграма па дысцыпліне. – Мінск, 2008. – 48 с. (у суаўт.);

9. Культура маўлення: вучэбная праграма па дысцыпліне. – Мінск, 2011. – 14 с. (у суаўт.);

10. Стылістыка тэксту і літаратурнае рэдагаванне: вучэбная праграма па дысцыпліне. – Мінск, 2010. – 18 с. (у суаўт.);

11. Культура речи: учебная программа по дисциплине. – Минск, 2011. – 16 с.(в соавт.);

12. Міжкультурная камунікацыя: вучэбная праграма па дысцыпліне. – Мінск, 2012. – 12 с.;

13. Невербальная камунікацыя: вучэбная праграма па дысцыпліне. – Мінск: БДУ, 2014. – 12 с.;

14. Речевая коммуникация: учебная программа по дисциплине. – Мінск, 2014.– 10 с. (в соавт.);

15. Міжкультурная камунікацыя і СМІ: вучэбная праграма па дысцыпліне. – Мінск: БДУ, 2015. – 15 с.;

16. Невербальная камунікацыя ў журналістыцы: вучэбная праграма па дысцыпліне. – Мінск: БДУ, 2015. – 14 с. (у суаўт.);

17. Культура маўлення журналіста: вучэбная праграма па дысцыпліне. – Мінск: БДУ, 2015. –15 с. (у суаўт.).

Статьи в научных изданиях

1. Аказіяналізмы ў сучаснай беларускай паэзіі // Веснік БДУ.Серыя ІV. – 1981, №1. – С.21–23;

2. «Наталяю смагу словам сакавітым...»: Аказіянальнае слова і яго значэнне // Роднае слова.–№12, 1995. – С.59–63;

3. Аўтарскія неалагізмы (слоўнік) // Роднае слова – №8, 1995. – С. 61–64 (у суаўт.);

4. Аўтарскія неалагізмы (слоўнік) // Роднае слова – №12, 1995. – С. 63–65 (у суаўт.);

5. Семантычная дэрывацыя назваў асоб у мастацкім тэксце // Веснік БДУ, Серыя ІV – 1997, №2. – С. 32–34;

6. Семантычная дэрывацыя як крыніца новых абазначэнняў у тэксце// Проблемы семантического описания единиц языка и речи. Ч.1. – Минск, 1998. – С.111–113;

7. Семантычная дэрывацыя як адзін са шляхоў папаўнення нарматыўнай лексікі // Перспектывы развіцця і функцыянавання нарматыўнай лексікі. – Гомель, 1998. – C. 87–89;

8. Навуковы тэкст як прадмет камунікатыўнага навучання // Национально-культурный компонент в тексте и языке. Ч.3. – Минск, 1999. – С. 125–129;

9. Восприятие текста и воссоздание национальных культур в процессе перевода // Мова та культура. – Кіів, 1999. – C. 57–59;

10. Место и роль художественного текста в обучении немецких студентов белорусскому языку // Вісник Львівского ун-ту. Сер.філол. Вип. 28. –Львів, 2000.– С. 217–218;

11. Оппозиция «правое-левое» как воплощение мужского и женского начал (на материале белорусской народной культуры) // Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband XX (2000) X–XX. – С. 627–633;

12. Лінгвакраіназнаўчы падыход у прэзентацыі беларускай фразеалогіі замежным студэнтам // Роднае слова. –№5, 2000. – С. 34–35;

13. Аўтарская інтэнцыя ў навуковым тэксце // Веснік БДУ. Серыя ІV. – 2000, №2;

14. Этико-регламентирующая и оценочная полюсарность в белорусской мифопоэтической картине мира. – Wiener Slawistischer Almanach. – Sonderband XX (2000) X-XX. – С. 627–633;

15. Беларускія пераклады паэтычных тэкстаў Фрыдрыха Шылера і іх роля ў дыялогу культур // Роднае слова. –№9, 2001,. – С. 89–91;

16. «Ні туды Мікіта ні сюды Мікіта»: уласнае імя як носьбіт нацыянальна-культурнага кампанента значэння слова // Роднае слова. –№10, 2001. – С. 40–41;

17. Сімволіка расліннага свету паэзіі Уладзіміра Дубоўкі. Аспекты лінгвакраіназнаўства і навучання беларускай мове як замежнай // Да 100-годдзя Уладзіміра Дубоўкі, Уладзіміра Жылкі і Кузьмы Чорнага: зборнік навуковых артыкулаў. – Мінск: БДУ, 2001. – С. 308–313;

18. Семантыка індывідуальна-аўтарскіх словаўтварэнняў у перакладах А.А. Лойкам паэзіі Наваліса // Беларускае літаратуразнаўства: навукова-метадычны альманах. Выпуск 2. – БДУ, 2006. – С. 26–27;

19. Расстанні... Дарогі... Сустрэчы... // Беларускае літаратуразнаўства: навукова-метадычны альманах. Выпуск 2. – БДУ, 2006 – С. 28–29;

20. Роля мастацкага перакладу ў беларуска-нямецкай міжкультурнай камунікацыі // Беларускае літаратуразнаўства: навукова-метадычны альманах. Выпуск 2. – БДУ, 2006. – С. 73–78;

21. Культурно-обусловленные коннотации фитонимов и зоонимов и их роль в повышении эффективности межкультурной коммуникации // Мова: навукова-тэарэтычны часопіс з мовознавства. – №11. – Одесса: Астропрінт, 2006. – С. 236–240;

22. Нацыянальна-культурная семантыка лексічных адзінак і міжкультурная камунікацыя // Жыццём і словам прысягаючы (да 85-годдзя прафесара М.Я. Цікоцкага): зборнік навуковых прац. – Мінск., 2007. – С. 38–43;

23. Оппозиция «левое-правое» как воплощение женского и мужского начал // Альманах саюза жанчын БДУ «Сафія». – 2008. – № 4. – Чэрвень. – С. 6–10;

24. Міжперсанальная камунікацыя ў міжкультурных зносінах // Журналісцкая адукацыя: зборнік навуковых і метадычных работ выкладчыкаў Інстытута журналістыкі БДУ. Выпуск 1. – Мінск, 2009. – С. 94–98;

25. Некаторыя аспекты невербальнай камунікацыі ў міжкультурных зносінах // Журналісцкая адукацыя: зборнік навуковых і метадычных работ выкладчыкаў Інстытута журналістыкі БДУ. Выпуск 1. – Мінск, 2009. – С.90–94;

26. Ценностные представления, характерные для русской, белорусской и немецкой языковой личности, и их влияние на нормы делового общения // Spatiul si timpul ca paradigme culturale. Filologie rusa XXV. – Editura universitatii din Bucuresti (Бухарестский университет, Румыния), 2009;

27. Міжасобасны дыскурс як духоўнае вымярэнне быцця ў кантэксце міжкультурнай камунікацыі // Слова ў кантэксце часу: да 80-годдзя доктара філалагічных навук, прафесара Аркадзя Іосіфавіча Наркевіча: зборнік навуковых прац / пад агульн. рэд. В.І. Іўчанкава. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – С. 44–49;

28. Культура делового общения в контексте межкультурной коммуникации// Слово есть Дело: юбилейный сборник научных трудов в честь профессора И.П. Лысаковой. Т. 2.– СПб: «Сударыня», 2010. – С.95–98;

29. Авалоданне культурай як аснова ўзаемадзеяння ў міжкультурным дыялогу ва ўмовах глабалізацыі // Время. Искусство. Критика: сборник научных трудов. Выпуск 2 / под ред. Л.П. Саенковой. – Мінск, 2010. – С. 25–27;

30. Становление документально-художественного жанра в журналистике Светланы Алексиевич // Веснік БДУ. Серыя 4. –№ 3, 2009 – С. 93–96 (в соавт.);

31. Журналісцкая адукацыя ў сістэме павышэння кваліфікацыі і перападрыхтоўкі кадраў: прыярытэты і перспектывы // Веснік БДУ. Серыя 4, –№2, 2011. – С. 103–105;

32. Повышение квалификации и переподготовка кадров как стратегическая цель образования взрослых// Современные технологии образования взрослых: сборник научных статей. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2011. – С. 284–286;

33. Месца дысцыпліны «Культура маўлення журналіста» ў сістэме журналісцкай адукацыі // Веснік БДУ. Серыя 4. – № 1, 2011. – С. 72–74 (в соавт.);

34. Андрагогическая концепция образования и личность современного журналиста // Жыццём і словам прысягаючы: зборнік навуковых прац. –Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2012.– С.46–51;

35. Выявление коннотаций и символических значений вербальных единиц в процессе межкультурного обучения //Динамическая картина мира: сборник научных статей. – Минск: МГЛУ, 2012. – С. 142–145;

36. Роль и значение межкультурной коммуникация в процессе глобализации современного мира // СМИ и современная культура: материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: БГУ, 2012. – С. 54–57;

37. Моделирование системы дополнительного образования взрослых в учреждениях высшего образования // Метадалагічныя аспекты масавай камунікацыі: зборнік навукова-метадычных работ выкладчыкаў Інстытута журналістыкі БДУ. Выпуск 2. – Мінск, 2013. – С. 4–7;

38. Месца дысцыпліны «Маўленчая камунікацыя» ў сістэме падрыхтоўкі спецыялістаў па спецыяльнсці перападрыхтоўкі «Камунікацыя ў сферы грамадскіх сувязей» // Метадалагічныя аспекты масавай камунікацыі: зборнік навукова-метадычных работ выкладчыкаў Інстытута журналістыкі БДУ. Выпуск 2. – Мінск, 2013. – С. 7–9;

39. Прадмова // Метадалагічныя аспекты масавай камунікацыі: зборнік навукова-метадычных работ выкладчыкаў Інстытута журналістыкі БДУ. Выпуск 2. – Мінск, 2013. – С. 3;

40. Полінайменнасць рэлігійных свят у газеце «Звязда» // Культура маўлення журналіста: зборнік навуковых артыкулаў. – Мінск: БДУ, 2013. – С. 23–32 (у суаўт);

41. Богаяўленне – Хрышчэнне – Вадохрышча… (Асаблівасці наймення рэлігійных свят у беларускай мове на матэрыяле газеты «Звязда») // Роднае слова. – №1, 2014. –С. 43–45 (у суаўт.);

42. Уваскрасенне Хрыстова – Вялікі дзень: Да пытання аб найменні рэлігійных свят у беларускай мове // Роднае слова. – №4, 2014. – С. 44–45 (в соавт.);

43. Міжкультурная камунікацыя як імператыў універсітэцкай адукацыі // Слова ў кантэксце часу: да 85-годдзя прафесара А.І. Наркевіча: зборнік навуковых прац. У 2-х т. Т. 2. – Мінск: БДУ, 2014. – С.414–418;

44. Духовно-ценностные аспекты личности как основа творческого потенциала обучаемого в контексте межкультурной коммуникации // Русский язык как иностранный (с электронным приложением): учебно- методическое пособие; под ред. А.И. Басовой. – Минск: БГУ, 2014. – C. 17–22;

45. Культурологические аспекты и их значение при обучении иностранцев в условиях национальной республики // Русский язык как иностранный (с электронным приложением): учебно-методическое пособие; под ред. А.И. Басовой. – Минск: БГУ, 2014. – С. 49–55;

46. Медиаобразование как ценностно-смысловое поле самоопределения будущих специалистов средств массовой коммуникации // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сборник статей. – Могилев, 2014. – С. 3–4;

47. Фарміраванне камунікатыўнай кампетэнцыі журналіста ў сістэме дадатковай адукацыі дарослых у Беларускім дзяржаўным універсітэце // Комуникативная компетенция: принципы, методы, приёмы формирования: сборник научных статей. Выпуск 13. – Минск: БГУ, 2014. – С. 10–16 (у суаўт.);

48. Спас адзін – назваў шмат: Асаблівасці наймення рэлігійных свят у беларускай мове // Роднае слова. – №8, 2014. – С. 47–49 (у суаўт.);

49. Маркетинговые и PR-технологии в формировании позитивного имиджа высшего учебного заведения // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сборник статей. – Могилев: Могилевский институт МВД, 2015. – С. 18–22;

50. Специальность «Русский язык как иностранный» в системе дополнительного образования взрослых в условиях вуза: status quo и перспективы // «Русистика в Беларуси». – №3, Минск, 2016;

51. Голас Паднябеснай: фарміраванне медыявобразу краіны ў міжнародным вяшчанні Кітая // Пути Поднебесной: сборник научных трудов. – Мінск, 2016 (у суаўт);

52. Вербальная камунікацыя ў міжкультурных зносінах // Зборнік навуковых прац, прысвечаных Б.А. Плотнікаву. – 2016 г.;

53. Таму, хто вызначыў мой лёс // Кніга ўспамінаў, прысвечаная 90-годдзю з дня нараджэння прафесара доктара філалагічных навук Льва Міхайлавіча Шакуна. – Мінск: БДУ, 2016.

Материалы и тезисы научных конференций

1. Функцыянальна-прагматычны аспект вывучэння сінтаксічных аказіяналізмаў і паэтычная карціна свету // Когнитивная лингвистика конца ХХ века: материалы Международной научной конференции. В 2-х ч. Ч. І. – Минск, 1997. – С.182–183;

2. Аказіянальнае слова як прадмет вывучэння ў курсе лексікалогіі // Беларуская мова і літаратура: праблемы навучання і вывучэння ў сярэдняй і вышэйшай школе: матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі. – Мінск, 1994. – С.103–105;

3. Структура аказіяналізмаў і іх функцыя ў тэксце// Словообразование и номинативная деривация в славянских языках: тезисы докладов ІІІ республиканской конференции. В 2-х ч. Ч.ІІ. – Гродно, 1989. – С.12–13;

4. Литературно-художественная ономастика как компонент образной ткани произведения// Шоста республіканська ономастична конференіця. Ч.І. – Одеса, 1990. – С.100–102;

5. Індывідуальна-аўтарская назва асобы як кампазіцыйны кампанент мастацкага твора // Пісьменнік–мова–стыль: тэзісы дакладаў і паведамленняў Міжнароднай навуковай канферэнцыі, прысвечанай 70-годдзю з дня нараджэння прафесара Л.М. Шакуна. – Мінск, 1996. – С. 21–23;

6. Собственное имя как компонент образно-художественной ткани литературного произведения// Языковая номинация. – Минск, 1996. – С. 160–161;

7. Тэкстаўтвараючыя патэнцыі і функцыянаванне ўласных імёнаў у мастацкім тэксце // Язык, слово, действительность. – Минск, 1997. – С. 155–157;

8. Тэкст як аб’ект кампанентнага аналізу ў вышэйшай школе // Тэорыя і практыка навучання мовам, літаратурам і рыторыцы ў сярэдняй і вышэйшай школе: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. Ч. І. – Мінск, 1997. – С. 69–71;

9. Синтаксические окказионализмы в аспекте универсального и национально-специфического// Матеріали Міжнородноі славістичноі конф. пам’яті проф. К.Трофимовича. – Львів, 1998. – С.128–130;

10. Мянушкі як кампанент мастацкага твора //Антропоцентричний підхід у дослідженні мови: матеріали VІІ Международних Карських читань. – Ніжин, 1998. – С. 161–162;

11. Окказиональные наименования лиц в современной публицистике // Антропоцентричний підхід у дослідженні мови: матеріали VІІ Международних Карських читань. – Ніжин, 1998. – С. 204–205;

12. Літаратурныя антрапонімы як элемент «анамастычнай прасторы» твора // Беларуская мова ў другой палове ХХ стагоддзя: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. – Мінск, 1998. – С. 225–228;

13. Особенности антропонимической номинации персонажей в художественной прозе Н.В. Гоголя и Я. Коласа // Международный семинар «Гоголь и славянский мир». – Нежин, 1998. –C. 45–47;

14. Аказіянальныя назвы асоб у мастацкім тэксце // Язык и социум: материалы ІІ Международной конференции. – Минск, 1998. – С. 111–113;

15. Лінгвастылістычныя асаблівасці навуковага тэксту // Мова–літаратура–культура: матэрыялы Mіжнароднай навуковай канферэнцыі (да 55-годдзя адкрыцця кафедры беларускай мовы і літаратуры БДУ). – Мінск, 1998;

16. Нацыянальнае ўспрыманне параўнальных канструкцый у мастацкім тэксце Якуба Коласа // Каласавіны: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі (1999). – Мінск, 2000. – С. 185–187;

17. Роля тэксту ў вывучэнні мовы як замежнай // Язык и социум: материалы Международной научной конференции. – Минск, 2000. – С. 260–262;

18. Мастацкі тэкст як крыніца нацыянальнай культуры пры вывучэнні беларускай мовы замежнымі студэнтамі // Славянскія літаратуры ў кантэксце сусветнай: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. – Мінск, 2000;

19. Метанімізацыя як адзін са спосабаў утварэння семантычных неалагізмаў. // Семантика: материалы Международной научной конференции. Минск, 2000;

20. Комплексны аналіз тэкстаў розных стыляў у выкладанні беларускай мовы як замежнай // Міжнародны кангрэс беларусістаў. – Мінск: МДПУ, 2000;

21. Лінгвакультуралагічнае асэнсаванне мастацкіх тэкстаў Янкі Купалы ў замежнай аўдыторыі // Беларуская мова і мовазнаўства на рубяжы ІІІ тысячагоддзя: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі, прыс­веча­най 70-годдзю Інстытута мовазнаўства імя Якуба Коласа НАН Беларусі. – Мінск, 2000. – С. 21–24;

22. Тэкст у працэсе навучання беларускай мове нямецкіх студэнтаў // Общечеловеческие ценности и проблемы воспитания в процессе преподавания русского языка как иностранного: материалы Международной научно-методической конференции. – Минск, 2000. – С. 166–167;

23. Этнаграфічны змест выкладання беларускай мовы як замежнай: праблемы навучання // Язык и культура. Проблемы современной этнолингвистики: материалы Международной научной конференции. – Минск, 2001. – С. 238–240.

24. Духоўная культура беларускага народа як умова фарміравання моўнай асобы замежнага навучэнца // Славянский мир на пороге третьего тысячелетия: материалы Международной научной конференции. – Гомель: ГГУ, 2001. – С. 115–117;

25. Метод сравнения в диалоге культур как одно из условий формирования языковой личности, ее коммуникативно-познавательных и культурных компетенций // Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс исследователей русского языка: труды и материалы. – М., 2001. – С. 343;

26. Роля спадчыны Якуба Коласа ў вывучэнні лінгвакраіназнаўства // Каласавіны: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. –Мінск, 2002;

27. Чалавек (нацыянальная асоба)–мова–культура – аснова і мадэль міжкультурнага дыялогу // Пісьменнік – мова – стыль: матэрыялы ІІ Міжнароднай канферэнцыі, прысвечанай 75-годдзю з дня нараджэння прафесара Л.М. Шакуна. – Мінск, 2002. – С. 221–223;

28. Тэкст як лінгвасацыякультурная крыніца ў навучанні беларускай мове // Пятыя навуковыя чытанні, прысвечаныя Сцяпану Некрашэвічу: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. – Гомель: ГДУ імя Ф. Скарыны, 2001. – С. 24–26;

29. Этнический характер и социальные (культурные) архетипы белорусов в контексте межкультурной коммуникации // Язык и культура: материалы І Международной научной конференции. – Москва, 2001;

30. Сродкі развіцця камунікатыўнай кампетэнцыі замежных навучэнцаў // Журналістыка–2002: матэрыялы ІV Міжнароднай канферэнцыі. Вып. 4. – Мінск, 2002. – С. 19–21;

31. Аб падрыхтоўцы іншафона да міжкультурнай камунікацыі // Лингвистическая прагматика в содержании обучения языкам: материалы ХVмеждународной научно-практической конференции БООПРЯЛ. В 2-х ч. Ч.2. – Минск, 2003. – С. 256–257;

32. Межкультурная коммуникация в диалоге европейских культур // Русское слово в мировой культуре. Х Конгресс МАПРЯЛ. – СПб., 2003;

33. Роль межкультурной коммуникации в формировании «человека культуры» // Язык и культура: материалы ІІ Международной научной конференции. – М., 2003;

34. Выявление коннотаций и символических значений вербальных единиц в процессе межкультурного обучения // Германистика: состояние и перспективы: материалы Международной научной конференции, посвященной памяти О.И. Москальской. – Москва, МГЛУ, 2004. – С. 237–240;

35. Национально-культурные особенности ментальности народа // Проекты по сопоставительному изучению русского и других языков: VI Международный симпозиум. – Белград, 2004;

36. Лінгвістычныя і экстралінгвістычныя адрозненні эквівалентных беларускіх і нямекіх прыказак // Славянская фразеология в ареальном историческом и этнокультурном аспектах: матэрыялы IV Міжнароднай навуковай канферэнцыі (5–6 кастрычніка 2005 г.). – ГДУ, Гомель, 2005;

37. Лингводидактические и культурологические аспекты обучения инокоммуниканта в контексте межкультурной коммуникации // Русский язык в меняющемся мире: материалы Международной научной конференции, 6–7 ноября 2006 г. – Ереван, 2006. – С. 67;

38. Межкультурная коммуникация и актуальные проблемы лингводидактики иностранного языка на современном этапе // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Материалы международной научной конференции, 21–22 апреля 2006 г. – Москва: РУДН, 2006;

39. Культурная канатацыя фразеалагічных адзінак і іх роля ў міжкультурнай камунікацыі // Мова – Літаратура – Культура: матэрыялы V Міжнароднай навуковай канферэнцыі (да 80-годдзя прафесара Льва Міхайлавіча Шакуна): 16–17 лістапада 2006. – Мінск, 2006. – С.213–215;

40. Фразеалагізм як спосаб вербалізацыі канвенцыяльнага стэрэатыпу // Журналістыка–2006: матэрыялы VIII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, 1–2 снежня 2006 г. – Мінск, 2006. – С. 175–177;

41. Роль духовной культуры в формировании межкультурной компетенции инокоммуниканта // Культурное разнообразие в эпоху глобализации. Международная научная конференция, 28–30 марта 2006 г. – Мурманск: МГПУ, 2006;

42. Роль межкультурной коммуникации и межкультурного обучения в журналистском образовании // Журналистика–2006 (4–8 февраля 2006 г.): материалы Международной научной конференции, посвященной 60-летию факультета журналистики МГУ. – М., 2007. – С. 304–305;

43. Лингвистические аспекты социокультурной коммуникации // Русский язык: исторические судьбы и современность. III Международный конгресс исследователей русского языка (20–23 марта 2007 г.): труды и материалы. – М., 2007. – С. 546;

44. Міжкультурная камунікацыя – культура – асоба // Личность – слово –социум: материалы VIІ Международной научно-практической конференции (11–12 апреля 2007 г.). Ч. І. – Мінск, 2007. – С. 113–117;

45. Імя як спосаб захавання моўнай культурнай інфармацыі (на матэрыяле беларускай, рускай і нямецкай моў) // Имя и слово (проблемы семантико-прагматического взаимодействия в славянских языках): материалы Международной научной конференции (19–20 апреля 2007 г.). Ч.2. БрГУ имени А.С. Пушкина. – Брест, 2007. – С. 57–60;

46. Языковая репрезентация менталитета в пословицах и поговорках и их роль в межкультурной коммуникации // Мир русского слова и русское слово в мире: материалы ХI Конгресса МАПРЯЛ (17–23 сентября 2007 г.). Т. 2. – Варна, 2007. – С. 42–45;

47. Сучасныя падыходы ў выкладанні міжкультурнай камунікацыі ў школе і ВНУ // Беларуская пачатковая школа: праблемы і перспектывы развіцця: матэрыялы VI Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (17–18 кастрычніка 2007 г.) – Мазыр, 2007. – С. 56–58;

48. Межкультурная коммуникация и актуальные проблемы лингводидактики // Язык и межкультурные коммуникации: материалы Международной научной конференции (25–28 красавіка 2007 г.Мінск–Вільнюс). – Минск, 2007. – С. 152–155;

49. Камунікатыўныя паводзіны лінгвакультурнай агульнасці ў кантэксце міжкультурнай камунікацыі // Гендер и коммуникативное поведение: матэрыялы ІІІ Міжнароднай навуковай канферэнцыі (1–2 лістапада 2007 г.). – Полацк, 2007. – С. 139–141;

50. Міжкультурная камунікацыя як аснова моўнай адукацыі // Детский сад – школа – вуз: проблемы и перспективы развития: матэрыялы IV Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (11–12 кастрычніка 2007 г.). – Брянск, 2007. – С. 78–80;

51. «Міжкультурная камунікацыя» як навучальная дысцыпліна ў ВНУ // Журна­лістыка–2007: надзённыя праблемы і перспектывы: матэрыялы ІХ міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (6–7 снежня 2007 г.). – Мінск. 2007. – С. 199–201;

52. Межкультурная коммуникация в диалоге современных СМИ и журналистском образовании // Журналистика–2007: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: материалы Всероссийской научно-практической конференции (4–6 февраля 2008 г.). – М., 2008. – С. 429–430 (в соавт.);

53. Дискурсивные взаимодействия в межкультурной коммуникации // Взаимодействие и взаимопроникновение языков и культур: состояние и перспективы: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі (20–21 сакавіка 2008 г.). – Мінск, 2008. – С. 115–116;

54. Межкультурная коммуникация. Стратегия и техники ее достижения// Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: материалы ІІІ Международной научно-практической конференции (18–19 апреля 2008 г.).– М., 2008. – С. 145–147;

55. Межкультурная коммуникация как фактор модернизации университетского образования // Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет: материалы IV Международной научной конференции (Варшава, 8–12 мая 2008 г.). – Варшава, 2008;

56. Профессиональные требования к журналистскому образованию в новых условиях // Журналістыка–2008: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы ХХ міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (11–12 снежня 2008 г.). Выпуск 10. – Мінск: БДУ, 2008. – С.506–508;

57. Вопросы формирования межкультурной компетентности в формате курса «Основы межкультурной коммуникации» //Русистика и современность: матэрыялыХ міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (26–27 октября 2007 г.). – СПб., 2008. – С. 274–277;

58. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации в межкультурном деловом общении // Язык и межкультурная коммуникация: материалы ІІ международной научной конференции, 12–15 мая 2009 г., Вильнюсский педагогический университет (Литовская Республика). – Вильнюс, 2009;

59. Повышение квалификации и переподготовка кадров как стратегическая цель образования взрослых // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 9–11 февраля 2009 г.). – М.: МГУ, 2009. – С. 199–200;

60. Творческая личность журналиста и его профессиональная деятельность в современном мире // Средства массовой информации в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербургский государственный университет, 22–23 апреля 2009). – СПб.: Роза мира, 2009;

61. Ключавыя якасці кваліфікацыі сучаснага журналіста // Журналістыка–2009: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы ХІ міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 65-годдзю факультэта журналістыкі БДУ (3–4 снежня 2009 г.). Выпуск 11. – Мінск: БДУ, 2009. – С.533–534;

62. Культуралагічныя аспекты навучання ў кантэксце міжперсанальнай і міжкультурнай камунікацыі //Национально-культурный компонент в тексте и языке: материалы IVмеждународной научной конференции. – Минск, 2009. – С. 150–152;

63. Способы проявления национальных культур в межкультурной деловой коммуникации // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: материалы IVмеждународной научно-практической конференции. – Москва, 2010. – С. 123–125;

64. Сістэма павышэння кваліфікацыі і перападрыхтоўкі кадраў Рэспублікі Беларусь ва ўмовах інавацыйных трансфармацый нацыянальнай адукацыі // Журналістыка–2010: стан, праблемы, перспектывы: матэрыялы ХІІ Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. – Мінск, 2010. – С. 331–332;

65. Массовая коммуникация в журналистском образовании // Журналістыка–2011: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы XIIIміжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. – Мінск: БДУ, 2011. – С. 181–183;

66. Кодекс Республики Беларусь об образовании в системе дополнительного образования взрослых // Журналістыка–2011: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы ХІІІміжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі.– Мінск: БДУ, 2011.– С.402–404;

67. Гендерный аспект в образовательных программах дополнительного образования // Журналистика в 2010 году: материалы Всероссийской научно-практической конференции (7– 8 февраля 2011 года). – Москва, 2011. – С. 375;

68. Роль межкультурной коммуникации в системе университетского обучения // Язык и межкультурные коммуникации: материалы III международной научной конференции (Минск–Вильнюс, 17–20 мая 2011 г.). – Минск, 2011. – С. 255–256;

69. Формирование способности к межкультурной коммуникации в журналистском образовании // Журналистыка–2011: матэрыялы ХІІІ міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (8–9 снежня 2011 г.). – Минск, 2011. – С. 212–214;

70. Да юбілею! //Альманах «Сафія» – №9 – лістапад – 2011.– С.15–16;

71. Журналистское образование взрослых через призму ценностей общества // Журналистика в 2011 году. Ценности современного общества и средства массовой информации: материалы Международной научно-практической конференции. – Москва, 2012. – С. 237;

72. Межкультурная деловая коммуникация и ее роль в процессе подготовки журналиста-международника // Международная журналистика–2012: современное состояние и направления развития: материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: БГУ, 2012. – С. 6–12;

73. Роль межкультурной коммуникации в системе подготовки специалистов средств массовой информации // Журналістыка–2012: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы XIV міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі.– Мінск: БДУ, 2012.– С.216–219;

74. Інтэнсіфікацыя вучэбнай камунікацыі з дапамогай элементаў «blendedlearning» у сістэме падрыхтоўкі спецыялістаў сродкаў масавай камунікацыі // Журналістыка–2012: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы XIV міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. – Мінск: БДУ, 2012. – С. 112–114 (у суаўт.);

75. Использование элементов «смешанного» обучения для оптимизации процесса подготовки специалистов в сфере общественных связей // Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ: сборник докладов Международной интернет-конференции (27–30 ноября 2012 г., Минск). –Минск, 2012. – С. 227–231 (в соавт.);

76. Первые в XXI // Белорусская медиасфера на современном этапе: сборник дипломных работ выпускников факультета повышения квалификации и переподготовки. – Минск: БГУ, 2012. – С. 5–7;

77. Распрацоўка праблем міжкультурнай камунікацыі і культураспецыфічнасці ў сістэме дадатковай адукацыі дарослых у Беларусі // Журналістыка–2013: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы XV міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (5–6 снежня 2013 г., Мінск). Выпуск 14. – Мінск: БДУ, 2013. – С. 401–403 (в соавт.);

78. Наполнение и миссия корпоративных СМИ и их роль в системе коммуникативных процессов // Корпоративная пресса в системе СМИ Республики Беларусь: традиции, опыт, пути развития: материалы Республиканской научно-практической конференции (1–2 ноября 2013 г., Минск). – Минск: БГУ, 2014. – С. 9–11;

79. Адлюстраванне духоўнай культуры беларусаў у назвах рэлігійных свят // Национальные медиахолдинги в контексте реализации государственной информационной политики: материалы научно-практической конференции (25 октября 2013 г., Мінск). – Минск: БГУ, 2014. – С. 10–19 (в соавт.);

80. Выкладанне PR-камунікацыі ў сістэме дадатковай адукацыі дарослых // Актуальные вопросы подготовки специалистов в сфере связей с общественностью и рекламы: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию подготовки в БГУ специалистов по профилю «Информация и коммуникация» (25 апреля 2014г.). – Минск, 2014. – С. 6–8;

81. Инновационные программы дополнительного образования взрослых, реализуемые в Белорусском государственном университете в области физического воспитания и спорта // Современное состояние и пути развития системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта: материалы Международной научно- практической конференции (21 ноября 2014 г., Минск). – Минск: БГУФК, 2014. – C. 8–11;

82. Роля невербальнай камунікацыі пры фарміраванні міжкультурнай кампетэнцыі // Журналістыка–2014: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы XVIміжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі (4–5 снежня 2014г., Мінск). Выпуск 16. – Мінск: БДУ, 2014. – С. 8–11;

83. Першыя ў ХХІ // газета «Універсітэт». – 1 снежня 2014. – № 17. – С. 6;

84. Пытанні візуальна-графічнага мадэлявання перыядычных выданняў у сістэме дадатковай адукацыі дарослых// Визуально-семантические средства современной медиаиндустрии: материалы Республиканской научно-практической конференции (21–22 марта 2015 г., Минск). – Минск: БГУ, 2015. – С. 14–15;

85. Дадатковая адукацыя дарослых у адукацыйнай сістэме сучаснага грамадства // Журналістыка–2015: стан, праблемы, перспектывы: матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. – Мінск: БДУ, 2015 г. – С. 490–494;

86. Стереотипы и их значение при изучении межкультурной коммуникации в гуманитарном образовании // Язык и динамическая картина мира: материалы Международной научной конференции (3–4 апреля 2014 г., Минск). – Минск: МГЛУ, 2015. – С. 130–135 (в соавт.);

87. О специфике переподготовки по специальности «Русский язык как иностранный» // Национально-культурный компонент в тексте и языке: материалы VI международной научной конференции (3–5 декабря 2015 г., Минск). – Минск: МГЛУ, 2015;

88. Беларускі «свет культуры» ў вывучэнні лінгвакраіназнаўства // Национально-культурный компонент в тексте и языке: материалы VI международной научной конференции (3–5 декабря 2015 г.). – Минск: МГЛУ, 2016;

89. Сацыякультурны кампанент у выкладанні беларускай мовы як замежнай // Усходнеславянскія мовы ў сучаснай лексікаграфіі: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі (11 снежня 2015 г.). – Мінск: БДПУ, 2015. – С. 238–240;

90. Асаблівасці міжкультурнай камунікацыі ва ўмовах глабалізацыі // Журналістыка ХХІ стагоддзя: традыцыі і выклікі новага часу: матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 90-годдзю доктара філалагічных навук прафесара Б.В. Стральцова. – Мінск: БДУ, 2016 г.;

91. О переподготовке кадров по специальности «Русский язык как иностранный» в Республике Беларусь: status quo и перспективы // Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом: сборник статей по материалам Международной научной конференции в Доме Москвы (12−16 ноября 2015 г., Минск). − М.: Изд-во «БОС», 2016.

Награды:

Почетная грамота Администрации Президента Республики Беларусь;

Грамота Министерства образования Республики Беларусь;

Почетная грамота Министерства информации Республики Беларусь;

нагрудный знак “Выдатнік друку Рэспублікі Беларусь”;

Благодарность Йенского университета имени Фридриха Шиллера (Германия);

Благодарность ректора Белорусского государственного университета;

Грамота Белорусского государственного университета;

Диплом Белорусского государственного университета в номинации “Индивидуальное руководство НИР студентов” (дважды);

Почетная грамота Министерства образования Республики Беларусь;

Почетная грамота Белорусского союза журналистов;

Почетная грамота Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

Благодарность Верховного Суда Республики Беларусь;

Почетное звание и нагрудный знак “Заслуженный работник Белорусского государственного университета”.

Контакт: тел. +375-17-259-74-10; е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вверх