Макарова Елена Владимировна,

профессор кафедры английского языка
и речевой коммуникации, кандидат
филологических наук, профессор.

Краткая биография:  в 2000 году была включена в международное энциклопедическое издание «Who’ is Who of Professional and Business Women»

Телефон: 259-70-07 (рабочий)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Образование:

1965-1970 - филологический факультет Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (отделение романо-германской филологии).

1973-1976 - аспирантура Минского Государственного Лингвистического Университета 

1977 - защита кандидатской диссертации на тему «Функциональные особенности прошедшей перфектной формы в современном английском языке (форма had V-en)» по специальности 10.02.04 – германские языки.

Стажировки и повышение квалификации:
2013 – курс повышения квалификации в институте повышения квалификации и переподготовки кадров по образовательной программе «Функциональная грамматика: теория и практика преподавания (английский язык)», МГЛУ, Минск;

2009 - курс повышения квалификации в институте повышения квалификации и переподготовки кадров по образовательной программе «Преподавание иностранного языка в высшей школе: научно-методическое обеспечение», МГЛУ, Минск;

2005 – международный семинар «Обучение академическому письму студентов университета», Гетеборг, Швеция;

2004 – международная программа «English for Professionals», Хайдарабад, Индия;

1999 – интенсивный семинар для преподавателей английского языка Восточной и Центральной Европы «Foreign Language Training in Journalism», Европейский центр журналистики, Маастрихт, Нидерланды;

1989 - курс повышения квалификации, МГЛУ, Минск;

1985 - курс повышения квалификации, МГУ, Москва.

Опыт в сфере образования:
2002 - по настоящее время - кафедра английского языка и речевой коммуникации;

1998-1999 - зам. директора Центра иностранных языков БГУ;

1997- 1999 - кафедра английского языка гуманитарных факультетов.

Работа в других ВУЗах:
1980-1994 –заведующая кафедрой иностранных языков Минского высшего военно-политического училища (переименованного в Минское высшее командное училище, а затем ставшее частью Военной академии);

1992-1994 и 1997-1999 – по совместительству профессор кафедры английского языка Европейского Гуманитарного Университета;

1976-1980 - преподаватель кафедры стилистики Минского государственного лингвистического университета (Минский государственный педагогический институт иностранных языков);

1971-1973 - стажер-исследователь при кафедре стилистики Минского государственного лингвистического университета (Минский государственный педагогический институт иностранных языков).

Педагогическая работа:
Список преподаваемых курсов:
1. Практические занятия по английскому языку со студентами магистратуры, аспирантуры и соискателями факультета ФСН и Института журналистики, готовящимися к сдаче экзамена по программе кандидатского минимума. Модуль «Научная речь в профессиональной коммуникации» и модуль «Письменный перевод научного текста».
2.  Практические занятия по английскому языку со студентами второго курса факультета ФСН отделения социологии и психологии. Модуль «Академическое письмо».
3. Лекционно-практические занятия в рамках курса «Основы межкультурной коммуникации» для студентов второго курса факультета ФСН отделения психологии. Модуль «Социокультурные особенности оформления научных работ».
4.    Курс по выбору «Кросс-культурная коммуникация в контексте научных гуманитарных исследований» для студентов магистратуры Института журналистики (16 часов)
5. Курс по выбору «Социокультурные особенности построения, оформления и презентации научных докладов и сообщений» (34 часа)
6.  Практические занятия по английскому языку со студентами первого и второго курсов заочного отделения факультета ФСН, отделение философии и социологии.

Разработанные курсы:
1. Модуль «Академическое письмо» в рамках практического курса английского языка для студентов.
2.   Модуль «Социокультурные особенности оформления научных работ» в рамках курса «Основы межкультурной коммуникации» для студентов второго курса факультета ФСН отделения психологии.
3. Курс по выбору «Социокультурные особенности построения, оформления и презентации научных докладов и сообщений» для студентов IV курса ФФСН отделения социальные коммуникации.
4.   Курс по выбору «Кросс-культурная коммуникация в контексте научных гуманитарных исследований» для студентов магистратуры Института журналистики.
5. Курс "Academic Writing" для студентов магистратуры факультета ФСН (на английском языке)

Сфера научных интересов:
Функциональная грамматика; методика преподавания английского языка; проблемы межкультурной коммуникации; академическое письмо; социокультурные особенности построения научного текста.

Публикационная активность, наукометрические показатели в Google Scholar Citations

Основные публикации:


Учебники и учебные пособия:
1. Межкультурная коммуникация: читаем, говорим, пишем, слушаем. Учебное пособие. / Макарова Е.В., Алейникова Ю.В., Волковинская Л.В – Минск: БГУ, 2003. 176 с.
2. Student’s Research. Научный доклад на английском языке: планирование, письмо, редактирование. Учебное пособие для студентов III курса факультета философии и социальных наук и студентов магистратуры. / Макарова Е.В. – Минск: БГУ, 2005. 110 с.
3.  Набери 100 баллов! (Verbs, verbals, etc.) Учебное пособие. / Макарова Е.В., Пархамович Т.В., Ухванова И.Ф. – Минск: Попурри, 2006. 189 с.
4.  Набери 100 баллов!(Nouns, articles, etc.) Учебное пособие. / Макарова Е.В., Пархамович Т.В., Ухванова И.Ф. – Минск: Попурри, 2006. 189 с.
5.  25 Days to a Better English Grammar. / Макарова Е.В., Пархамович Т.В. - Минск: Попурри, 2008. 160 с.
6.  25 Days to a Better English Vocabulary / Макарова Е.В., Пархамович Т.В., Бубич О.А. - Минск: Попурри, 2008.160 с.
7.  Upgrade Your English Grammar. Учебное пособие / Макарова Е.В., Пархамович Т.В. - Минск: Харвест, 2010. 440 с.
8.    Upgrade your English Vocabulary. Prepositions and Prepositional Phrases. / Макарова Е.В. - Минск: Попурри, 2012. 207 с.
9. Английский язык. Социальное общение = English. Social Communication: учеб. пособие с электронным приложением. В 2 ч. Ч. 1 / Крауле Т.П., Макарова Е.В., Демидова О.В., Ухванова И.Ф., Бразаускене Е.М. – Минск: БГУ, 2012. 222 с.
11. Английский язык = English [Электронный ресурс], учеб.-метод. пособие для студентов заочного отделения ФФСН / Е.В. Макарова, Е.Г. Гилевич, А.С. Гилевич; под общ. ред Е.В.Макаровой. – Минск: БГУ. 2016.
 
Научные статьи:
1. Макарова, Е.В. Методика работы с газетой на занятиях по иностранному языку / Е.В. Макарова // Вестник БГУ, Сер. 4 – 1985 – № 3.
2. Макарова, Е.В. Проблемы организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку / Е.В. Макарова // Проблемы перестройки преподавания иностранного языка в военных училищах. – Таллинн - 1989 - Вып.2.
3. Макарова, Е.В. Теоретические основы организации самостоятельной работы по иностранному языку / Е.В. Макарова // Пути повышения военно-профессиональной направленности и интенсификации учебного процесса при обучении иностранному языку в вузах сухопутных войск. - М., Министерство Обороны СССР - 1990 - Вып. 4.
4.  Макарова, Е.В. Речевая коммуникация: секреты успеха. / Е.В. Макарова // Методология исследования политического дискурса: актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Под общ.ред. Ухвановой И.Ф. Вып.2 - Мн. - 2000, С. 432-437.
5. Макарова, Е.В. К вопросу о реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам. / Е.В. Макарова, Т.П Крауле // Теория и практика преподавания иностранных языков в неязыковых вузах, вып.2 - Минск, Изд. Центр БГУ. 2010. - С. 30-35.
6.  Макарова, Е.В. Самостоятельная работа студентов как фактор успешности обучения иностранному языку. / Е.В. Макарова // Дискурсный подход в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Под общ.ред. Ухвановой И.Ф. - Минск, Изд. Центр БГУ – 2011 - С.144-150.
7.   Макарова, Е.В. Пути оптимизации  обучения иностранному языку в условиях перехода на двухступенчатую систему образования. / Е.В. Макарова // Лингвистическая теория и образовательная практика – Минск – БГУ -2013 - С.41- 47. http://elib.bsu.by/handle/123456789/360088.
8. Макарова, Е.В. Социокультурные особенности оформления научной статьи на английском языке // сб. материалов  Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, в 2х частях, ч.1. – Брест, 2014. – С.144-146.
9. Text Analysis as the Basis for Teaching Academic Writing /  Makarova Y // Text Analysis Culture, Framework & Teaching.  Conference proceedings from the Text Analysis Symposium at Kristianstad University, April 2014, p.132 140.  http://urn.kb.se/resolve?urn=urn%3Anbn%3Ase%3Ahkr%3Adiva-13316
11. Макарова Е.В., Крауле Т.П. Этнолингвистический подход к изучению иностранного языка в контексте поликультурного образования / Е.В. Макарова, Т.П. Крауле // Этналогiя: традыцыi i сучаснасць. Зборнiк навуковых артыкулау. – Минск, РИВШ, 2016. С. 228-235.
12. Макарова Е.В., Крауле Т.П. Реализация этнолингвистического подхода в процессе преподавания иностранного языка / Т.П. Крауле, Е.В. Макарова // Этналогiя: традыцыi i сучаснасць. Зборнiк навуковых артыкулау. – Минск, РИВШ, 2016. С. 222-228.
13. Макарова Е.В., Крауле Т.П.Особенности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Е.В. Макарова, Т.П. Крауле // Профессиональная коммуникация: актуальные проблемы преподавания и исследования. Коллективная монография; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО  «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» ; [отв. ред. О.А. Дронова]. Тамбов: Изд-во ТРОО  «Бизнес-Наука-Общество», 2016. С.151-157.

Тезисы выступлений на научных конференциях:

1.  Макарова Е.В. Роль социокультурной компетенции в обучении иностранным языкам. / Е.В. Макарова // Материалы международной научно-практической конференции «Лингвистические и методические проблемы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе».- Белорусский государственный экономический ун-т - 1999 - С. 44-47.
2. Макарова Е.В. Язык для специальных целей: содержание понятия и место в структуре языка / Е.В. Макарова // Материалы международной научно-практической конференции «Иноязычное образование: формирование профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции». - Мн. – БГМУ – 2003.
3. Макарова Е.В. Межкультурная коммуникация как объект  “LAC” и “ESP”: опыт кафедры / Е.В. Макарова // Материалы конференции «Беларусь в современном мире». - Мн. – 2003.
4.  Макарова Е.В. Самостоятельная работа студентов как фактор успешности обучения иностранному языку. / Е.В. Макарова // Материалы международной научно-практической конференции «Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля». – Мн. – 2009 - С.103-105.
5. Макарова Е.В., Крауле Т.П. Проблема управляемой самостоятельной работы студентов и некоторые пути ее решения / Е.В. Макарова, Т.П. Крауле // Материалы международной научно-практической конференции. «Преподавание иностранных. языков в вузах нефилологического профиля» – Мн. – 2009 - С.113-115.
6. Макарова Е.В. К вопросу о реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам / Е.В. Макарова // Материалы III Международной научной конференции, посвященной 88-летию образования БГУ, «Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам», – Мн. – 2009 - С.254-255.
7.  Макарова Е.В. Написание и презентация научного сообщения как составная часть профессионально-ориентированного обучения английскому языку / Е.В. Макарова // Материалы V международной. научной конференции «Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам», - Мн.- 2011 - С.150-151.
8. Макарова Е.В. Оптимизация средств обучения в контексте академического и профессионально-ориентированного взаимодействия. / Е.В.Макарова // Материалы VI международной научной конференции «Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам» – Мн. – 2012 - С.95-98.
9. Макарова Е.В. Интегративная модель формирования коммуникативной профессиональной компетенции специалиста средствами иностранного языка. / Е.В. Макарова // Материалы Республиканского научно-практического семинара с международным участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования». – Мн.- 2012 - С.95-98.
10. Макарова Е.В. Обучение письменной научной речи как одной из форм межкультурной коммуникации / Е.В. Макарова // Кросскультурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков: материалы II Международной научно-практической конференции 25–26 октября 2013 г. – Минск: Издательский центр БГУ, 2013.
11. Макарова Е.В., Крауле Т.П. Развитие умений письменной речи в контексте академической грамотности. / Е.В. Макарова, Т.П. Крауле // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире. Сборник материалов международной научно-практической конференции 23-24 октября 2015г. - Минск: Колорград, 2015. – С.200-203.
12. Макарова Е.В., Крауле Т.П. Развитие умений устной речи в контексте академической грамотности. / Е.В. Макарова Е.В., Т.П. Крауле // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире. Сборник материалов международной научно-практической конференции 23-24 октября 2015г. - Минск: Колорград, 2015. – С.203-206.
13. Макарова Е.В., Гилевич Е.Г. Подготовка учебных пособий как аспект деятельности преподавателя / Е.В. Макарова, Е.Г. Гилевич // Роль женщины в развитии современной науки и образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Минск , 17–18 мая 2016 г. / редкол.: И. В. Казакова [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2016. С. 462-466 (Деп. в БГУ 07.07.2016, №006307072016) http://elib.bsu.by/handle/123456789/153782

 Публикационная активность, наукометрические показатели:
в Google Scholar